Ребенок купил на 830 тысяч подарочных сертификатов за Ozon. А суд наказал маркетплейс за отказ вернуть деньги
1
Жительница Пермского края обнаружила, что дочь с ее аккаунта случайно заказала на Ozon подарочные сертификаты на сумму 830 тысяч рублей. Женщина обратилась в поддержку маркетплейса с просьбой вернуть деньги, но ей отказали, сообщив, что это невозвратный товар.
Она подала в суд, и он встал на сторону невольной покупательницы: неиспользованный подарочный сертификат можно вернуть, неважно даже, куплен он по ошибке или по своей воле.
В октябре 2024 года школьница взяла телефон своей матери, чтобы посмотреть товары на известном маркетплейсе Ozon. В итоге девочка оформила с аккаунта мамы покупку трех подарочных сертификатов Ozon на общую сумму 830 тысяч рублей.
Сразу после этого дочь во всем призналась матери. Та сразу же обратилась в службу поддержки маркетплейса и объяснила ситуацию, попросив вернуть деньги.
Однако ей отказали: сотрудник поддержки сослался на правила Ozon, согласно которым сертификаты возврату не подлежат.
Затем женщина направила досудебную претензию в адрес маркетплейса, но снова последовал отказ.
Тогда она обратилась уже непосредственно в суд с иском к Ozon, требуя вернуть деньги за сертификаты, выплатить штраф за невыполнение законных требований и компенсировать моральный ущерб.
В суде представитель маркетплейса настаивал: при оформлении заказа покупатель соглашается с условиями оферты. А по правилам Ozon, подарочные сертификаты отнесены к товарам, которые не подлежат возврату или обмену — соответствующее предупреждение и сейчас размещено на странице товара.
То, что покупку оформил несовершеннолетний ребенок, неважно, утверждали юристы маркетплейса. Родительница должна была следить за чадом и не допускать его в свой аккаунт, за который она несет ответственность.
Но Березниковский городской суд Пермского края указал: приобретение подарочных сертификатов по сути является внесением аванса за будущие покупки и предоставляет лишь право на покупку товара в пределах номинала.
По закону, если покупатель впоследствии отказывается от покупки, продавец не может взять и оставить аванс себе — деньги надо вернуть.
Поскольку маркетплейс отказался возвращать средства добровольно, суд признал полученные деньги неосновательным обогащением и обязал вернуть их истице.
Также в ее пользу были взысканы
- штраф в размере 420 тысяч рублей,
- компенсация морального вреда — 10 тысяч рублей.
Итого — 1,26 млн рублей, почти в 1,5 раза больше суммы покупки. Если бы Ozon сразу вернул деньги, он бы просто ничего не потерял.
У Ozon осталось право на апелляцию, однако эксперты считают, что так маркетплейс только больше потратится на юристов. Потому что позиция суда полностью соответствует и разъяснениям Роспотребнадзора, и практике Верховного суда по аналогичным делам.
То есть изначально было неважно, кто и как купил сертификаты — покупатель может вернуть деньги, даже если по своему желанию их приобрел, главное, что сертификат не использовали.
Также не имеет значения оферта, потому что маркетплейс не имел права считать подарочную карту невозвратным товаром. Если в договоре между потребителем и организацией оказываются пункты, противоречащие действующему законодательству, эти условия становятся ничтожными.
Согласно сложившейся судебной практике, подарочные сертификаты – это внесение предоплаты за товары или услуги, которые будут приобретены в будущем.
Соответственно, относительно сертификатов как авансов действуют следующие правила:
- нельзя ограничивать срок действия подарочной карты,
- подарочную карту покупатель может вернуть и получить потраченные на нее деньги,
- если на покупки потрачен не весь номинал карты, магазин должен вернуть остаток денег покупателю,
- приобретенные на подарочные карты товары маркетплейс должен принимать к возврату или замене на общих основаниях, касающихся товаров надлежащего качества или брака.
Ранее маркетплейсы пытались доказывать, что подарочные сертификаты – это цифровые товары, соответственно, они подлежат возврату только в случае брака в течение трех дней.
Условие невозврата средств за подарочную карту прописано не случайно, говорят эксперты. Магазины надеются на то, что человек, получивший в подарок карту магазина, товары которого его не интересуют, просто выбросит ее или забудет о ней. Воспользоваться картой можно только в течение определенного времени, потом она "сгорает".
Подсчитано, что в США неиспользованными остаются сертификаты на миллиарды долларов.
По России таких данных нет, но и отечественные покупатели не всегда используют подаренные карты. А в суды в случае отказа вернуть деньги не обращаются, поскольку суммы сертификатов, как правило, небольшие, время, затраченное на суды, обходится дороже.
Также читайте на нашем сайте:
- Верховный суд РФ: Подарочные карты – это товар, поэтому они подлежат возврату
- Хакеры украли 4,5 тысячи подарочных сертификатов "Детского мира"
- Сколько россияне тратят на цифровые товары через Wildberries и что покупают чаще всего?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.