Собственный или арендованный склад: что выбрать?
От редакции: в основу статьи лег доклад генерального директора Deltabook.ru Анны Джуры на конференции "Электронная торговля" в 2019 году.
Интернет-магазин Deltabook.ru был основан в 2008 году. С тех пор он постепенно растет и на данный момент входит в десятку крупнейших магазинов. В день мы собираем до 9 100 заказов, при этом один заказ может быть крупным оптовым.
Какой наш опыт с точки зрения организации склада? В 2014-15 годах мы были совсем небольшими, но когда заказы начали исчисляться сотнями, стало понятно, что сами мы не справляемся, и нужно серьезно инвестировать в развитие собственного склада. Тогда мы выбрали аутсорсеров и полтора года проработали со складскими операторами. Не могу сказать, что опыт был исключительно положительным. С 2017 года по настоящее время у нас снова свой склад.
Свой склад и или склад на аутсорсе: в чем сложность выбора?
Сложность в том, что идеального решения не существует. Для маленьких интернет-магазинов, вероятно, есть хорошие готовые решения. Для магазинов средней величины готовых решений нет. Как IT-решений, так и решений с точки зрения оборудования. Те же самые упаковочные столы требуют значительных вложений. Чужой склад – это не только высокая стоимость услуг, но и просто больше риски.
Сравнительный анализ стоимости заказа
В анализ вошли все этапы работы склада: приемка, хранение товаров, комплектации заказов и др. Все это делится на среднегодовое количество заказов. Отметим, что здесь не включена стоимость доставки товара от поставщиков и курьерская доставка.
Если бы мы рассматривали фулфилмент оператора и включали бы такие дополнительные услуги, как передачу складской и курьерской компаниям заказов от своего лица, то тогда разница была бы еще более существенной. Это связано с тем, что интернет-магазин и сам способен прекрасно договориться о хороших условиях с курьерской фирмой. Правда, с другой стороны, не надо платить 2 раза наложку.
Стоимость входа
Если у компании свой склад, то все нужно делать самим. Мы полностью подготовили 1С, сделали ремонт помещения, вложились в оборудование. Но этого недостаточно. Нужна система, которая отслеживает ошибки, а организовать ее – решение достаточно нетривиальное, особенно когда речь идет о потерях на складе.
Качество
Очень сложный вопрос. Например, мы скомплектовали заказ неправильно один раз за весь сентябрь. Это практически все. Когда мы работали со сторонними компаниями, то в сумме ошибок было где-то на 150000 рублей товара. Один товар теряли, другой находили. Соответственно, это сказывалось на качестве работы, клиенты не получали свои заказы вовремя.
Что предусмотреть в договоре со складским оператором
Проблема в том, что в типовых договорах регламентные работы не прописаны, и ответственности фактически нет. В таких договорах не указывается, например, что каждый товар надо проверять сканером.
Суть в том, что гражданский кодекс не определяет ответственность за невозврат каких-то ценностей за исключением денежных. Если вам не возвращают товар, то никакой пени вам платить не будут, если этого нет в договоре.
Еще мы, например, столкнулись с изменением тарифа в одностороннем порядке задним числом, а такие вещи очень тяжело доказываются в суде.
Анализ затрат
Если проанализировать все затраты, то будет видно, что большая часть уходит на зарплату. Если же взять коммерческие предложения от складских компаний, и распределить по структуре затрат (хранение, упаковка, приемка товара, обработка заказов), то процентное соотношение сместиться еще сильнее в сторону зарплаты, как основной статьи расходов.
Каждый год на конференции "Электронная Торговля" делятся опытом руководители крупнейших ecommerce- и мультиканальных компаний. Содержание докладов по большей части остается коммерческой тайной. Небольшая часть материалов публикуется на Oborot.ru спустя год.
Хотите знать все о последних трендах? Регистрируйтесь!
Услуги подключили доставку по Москве, в Питер. По РФ через них силами почты и сдэка
Остальное не используем
Деньги сразу