подписка
Подписаться
12/08/2020

Склад свой и чужой. Расчет экономической эффективности

Склад свой и чужой. Расчет экономической эффективности

От редакции: в основу статьи лег доклад генерального директора Deltabook.ru Анны Джуры на конференции "Электронная торговля" в 2019 году. 

Интернет-магазин Deltabook.ru был основан в 2008 году. С тех пор он постепенно растет и на данный момент входит в десятку крупнейших магазинов. В день мы собираем до 9 100 заказов, при этом один заказ может быть крупным оптовым.

Какой наш опыт с точки зрения организации склада? В 2014-15 годах мы были совсем небольшими, но когда заказы начали исчисляться сотнями, стало понятно, что сами мы не справляемся, и нужно серьезно инвестировать в развитие собственного склада. Тогда мы выбрали аутсорсеров и полтора года проработали со складскими операторами. Не могу сказать, что опыт был исключительно положительным. С 2017 года по настоящее время у нас снова свой склад.

Свой склад и или склад на аутсорсе: в чем сложность выбора?

Сложность в том, что идеального решения не существует. Для маленьких интернет-магазинов, вероятно, есть хорошие готовые решения. Для магазинов средней величины готовых решений нет. Как IT-решений, так и решений с точки зрения оборудования. Те же самые упаковочные столы требуют значительных вложений. Чужой склад – это не только высокая стоимость услуг, но и просто больше риски.

1

Сравнительный анализ стоимости заказа

В анализ вошли все этапы работы склада: приемка, хранение товаров, комплектации заказов и др. Все это делится на среднегодовое количество заказов. Отметим, что здесь не включена стоимость доставки товара от поставщиков и курьерская доставка.

Если бы мы рассматривали фулфилмент оператора и включали бы такие дополнительные услуги, как передачу складской и курьерской компаниям заказов от своего лица, то тогда разница была бы еще более существенной. Это связано с тем, что интернет-магазин и сам способен прекрасно договориться о хороших условиях с курьерской фирмой. Правда, с другой стороны, не надо платить 2 раза наложку.

2

 

Стоимость входа

Если у компании свой склад, то все нужно делать самим. Мы полностью подготовили 1С, сделали ремонт помещения, вложились в оборудование. Но этого недостаточно. Нужна система, которая отслеживает ошибки, а организовать ее – решение достаточно нетривиальное, особенно когда речь идет о потерях на складе.

3

 

Качество

Очень сложный вопрос. Например, мы скомплектовали заказ неправильно один раз за весь сентябрь. Это практически все. Когда мы работали со сторонними компаниями, то в сумме ошибок было где-то на 150000 рублей товара. Один товар теряли, другой находили. Соответственно, это сказывалось на качестве работы, клиенты не получали свои заказы вовремя.

4

 

Что предусмотреть в договоре со складским оператором

Проблема в том, что в типовых договорах регламентные работы не прописаны, и ответственности фактически нет. В таких договорах не указывается, например, что каждый товар надо проверять сканером.

Суть в том, что гражданский кодекс не определяет ответственность за невозврат каких-то ценностей за исключением денежных. Если вам не возвращают товар, то никакой пени вам платить не будут, если этого нет в договоре.

Еще мы, например, столкнулись с изменением тарифа в одностороннем порядке задним числом, а такие вещи очень тяжело доказываются в суде.

5

 

Анализ затрат

Если проанализировать все затраты, то будет видно, что большая часть уходит на зарплату. Если же взять коммерческие предложения от складских компаний, и распределить по структуре затрат (хранение, упаковка, приемка товара, обработка заказов), то процентное соотношение сместиться еще сильнее в сторону зарплаты, как основной статьи расходов.

6

Каждый год на конференции "Электронная Торговля" делятся опытом руководители крупнейших ecommerce- и мультиканальных компаний. Содержание докладов по большей части остается коммерческой тайной.  Небольшая часть материалов публикуется на Oborot.ru спустя год.

Хотите знать все о последних трендах? Регистрируйтесь

Прокомментировать
Форматирование текста
Читайте также
12/08/2020
Итоги пандемии: ecommerce заполняет помещения, оставленные другими бизнесами
Онлайн-торговля расширяет присутствие в регионах, для этого ей нужны новые площади. Лидером по спросу на складские помещения стал Сибирский федеральный округ. ... Подробнее
12/08/2020
WildBerries разрешит поставщикам торговать с собственных складов
Раньше отгрузка товаров осуществлялась только с распределительных центров ритейлера. Новая схема дает возможность начать успешно торговать на маркетплейсе новыми категориями товаров, которые раньше с трудом вписывались в бизнес-процессы WildBerries. ... Подробнее
Александр Плаксин
Администратор интернет-магазина, ООО Варме Групп
30/07/2020
Data Insight: c доставкой крупногабаритных товаров в ecommerce есть проблема - обсуждение 2
Очень удивился, увидев СДЭК на первом месте. Разве что за счет количества пунктов выдачи? Имеем опыт работы с ними весьма печальный. Если в двух словах, то из Москвы в Новосибирск картонная коробка приехала с дырами, разрывами, разорванным фирменным скотчем. На претензию был ответ примерно такой: "Покупатель не написал жалобу, значит все нормально". А то что покупатель нам звонил и высказал что у нас упаковка хлипкая (которую прекрасно доставляют Деловые Линии) - это им по барабану. Нет претензии - нет проблемы. Ну что же, нет так нет. Это я не жалуюсь. Это я удивляюсь, насколько ТК не контролирует своих грузчиков.
Еще
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика