Форум
Читайте нас также:

об электронной торговле - для интернет-магазинов и ритейла. портал и сообщество

Форум
Проблемы "Невы" рынок не волнуют

Проблемы "Невы" рынок не волнуют

Приостановка работы крупного туроператора "Нева" не вызовет всплеска спроса на самостоятельную организацию туров с помощью онлайн-сервисов. Но благодаря "Неве" e-travel все-таки получит возможность заработать бонусы в глазах потенциальных клиентов. Oborot.ru расспросил участников рынка, как банкротство офлайн-оператора скажется на сегменте онлайн-тревела.

Напомним, 16 июля руководство российского туроператора "Нева" объявило о приостановке своей деятельности из-за финансовых проблем. К тому времени около 7 тыс. клиентов компании находились на отдыхе за границей и еще более 15 тыс. человек успели купить туры на более поздние даты. Пострадавшие пытаются вернуть свои деньги через страховую компанию "Восхождение", для которой выплаты клиентам "Невы" окажутся чрезвычайно обременительными.

Каждый подобный случай  подрывает доверие туристов к рынку в целом. Можно предположить, что какая-то часть клиентов задумается о том, чтобы обходиться без услуг традиционных турагентств, самостоятельно планируя отдых с помощью сервисов онлайн-бронирования или покупая туры у онлайн-операторов.

Пострадают все

Но игроки рынка онлайн-трэвел не питают особых надежд на то, что возможное банкротство "Невы" обеспечит приток клиентов в виртуальные агентства. Во-первых, в ряде регионов России e-commerce просто недостаточно развит, а предложение местных ОТА (Online travel agencies)  ограничено. "Ошибочно полагать, что традиционный туроперейтинг скоро исчезнет. У значительной части наших граждан остается стабильное предпочтение офлайн-услуг, несмотря на все действия OTA по завоеванию новых аудиторий", – отметил в комментарии Oborot.ru глава онлайн-тревел агентства Biletix.ru Александр Сизинцев.

Во-вторых, аудитория традиционного турбизнеса и ОТА несколько разнится. К примеру, по данным Сизинцева, многие клиенты онлайн-сервисов бронируют услуги не для отдыха, а для деловых поездок или визитов к родственникам и друзьям, живущим в других странах. 

В то же время Сизинцев не согласен, что туристы разделяются между офлайном и онлайном по возрастным характеристикам. Недавнее исследование Biletix опровергло стереотип, согласно которому онлайн-бронирование распространено только среди молодых интернет-пользователей. Самые активные группы самостоятельных путешественников, бронирующих авиабилеты онлайн, – это люди, которым 25-30 лет. На них приходится немногим более 16% от всех продаж авиабилетов на даты летних месяцев. Но почти столько же продаж формируют клиенты в возрасте 41 – 50 лет.

В-третьих, неприятные истории случаются и на рынке e-travel, напоминает директор по развитию онлайн-агентства путешествий Go2See Вячеслав Федоров. Например, доверие к онлайн-трэвел в некоторой степени подорвал недавний скандал вокруг сервиса Senturia. Как сообщали СМИ, с онлайн-сервисом прекратили сотрудничество "Аэрофлот", "ЮТэйр" и S7.

А еще раньше с продажей недействительных билетов оскандалилась Eviterra.

…но кто сострижет бонус?

Тем не менее, ряд игроков полагает, что на возможном банкротстве "Невы" онлайн-агентства смогут набрать какие-то очки. Сизинцев констатирует, что ситуация  "возможно, поспособствует притоку некоторых клиентов туроператоров к ОТА, но их доля будет незначительной". Скорее всего, всплеск онлайн-продаж почувствуют Авиаперевозчики, через свои сайты, думает Федоров.

"Возможное банкротство агентства "Нева" может даже простимулировать онлайн-тревел, ведь такие случаи влияют на покупательские настроения клиентов", – соглашается гендиректор российского холдинга по продаже авиа и железнодорожных билетов "Випсервис" Дмитрий Горин.

В каком-то смысле эффект ситуации с "Невой" может зависеть от самих ОТА. К примеру, в компании Clickavia – одной из крупнейших систем онлайн-бронирования авиабилетов – пообещали, что помогут вернуться домой туристам, пострадавшим вследствие банкротства туроператора. "Для нас важно обеспечить клиентов билетами, на которые они рассчитывали. В данном случае не важно, кто отвечает за перевозку, – клиент не должен испытывать неудобства", – заявил владелец компании Вадим Зайцев.

В любом случае, серьезным финансовым ударом для большинства онлайн-агентств  катастрофа "Невы" стать не должна. На рынке, как оказалось, давно было известно о проблемах компании, и многие ОТА отказались продавать ее туры. "Мы ее давно перестали продавать. Все знали, что это произойдет", – рассказал Oborot.ru совладелец онлайн-трэвел агентства Hipway Михаил Рейдер.

E-travel обойдется без катализаторов

Но и без дополнительных катализаторов рынок e-travel, скорее всего, отвлечет некоторую часть традиционных туристов. По данным международного платежного интегратора PayU, российский рынок e-travel в 2013г. вырос на 40% – до примерно 240 млрд рублей после 50%-ного роста в 2012г. По данным OneTwoTrip, в общем обороте на рынке travel доля онлайн-сегмента составляла менее 18%.

Пока рынок формируют главным образом билетные сервисы. По данным туристического онлайн-агентства Travelata, 70% рынка онлайн-путешествий приходится на заказ авиабилетов. Причем, как прогнозирует Транспортная клиринговая палата, к 2015 г. доля онлайн-продаж авиабилетов составит 23% в общей структуре продаж авиабилетов. А объем продаж авиабилетов онлайн достигнет 140 млрд рублей в год.

Тем не менее, рост рынка не безграничен. Динамика его прироста замедляется, происходит насыщение в самом развитом сегменте – онлайн-бронирования и продаж авиабилетов. "Сохраняется снижение маржинальности. Многие авиакомпании сокращают комиссии. Все эти факторы в ближайшее время могут привести к уходу с рынка или укрупнению некоторых игроков. В продажах основных OTA будет минимальный разрыв, порождающий битву за каждого клиента. Привлекать инвестиции в этом году станет сложнее, чем в прошлом", – рассказал недавно Oborot.ru Сизинцев.

"На данный момент происходит оздоровление рынка онлайн-тревел. Уход демпингующих и прочих нехороших компаний стратегически выгоден рынку", – полагает Федоров.

Систему страхования и контроля нужно менять

Ситуация вокруг "Невы" в очередной раз заставила как традиционных, так и онлайн-игроков задуматься о регулировании деятельности туркомпаний.

“Когда клиент покупает тур в турагентстве, то у него нет возможностей хоть как-то повлиять или выбрать страховщика самому. Это делает даже не турагентство, а туроператор. И принцип выбора тут совершенно непонятен. Поэтому, когда туроператор испытывает проблемы, и клиент приходит в турагентство, там могут лишь развести руками, так как по закону вся деятельность турагентства ограничивается лишь продажей тура. Всё. И если турагентство что-то делает для помощи клиенту – это лишь жест доброй воли”, – рассказывает Рейдер.

Взаимоотношение туроператоров и турагенств – скользкий момент, подтверждает Горин. Если туроператором просто так стать нельзя, необходима лицензия, финобеспечение, гарантии, то агентский бизнес особо не контролируется, им может стать любое лицо без лицензии. Поэтому, думает Горин, "есть смысл хотя бы создать специальный фонд для турагентств, чтобы хоть как-то контролировать их работу. Кроме того, возможно, стоит ввести лицензии турагентов".

По мнению Рейдера, проблему можно попытаться решить через изменение системы страхования. Для этого стоит ввести либо специальную страховку для турагентств, либо систему, когда страховка от проблем с туроператором станет обязательной составляющей при покупке туров. Это не должно серьезно удорожать конечный продукт: например, при покупке тура за $1000 стоимость страховки может составить $1. "Ситуация банкротства туроператоров не очень распространена. Сколько человек реально страдают? Предположим, 10 тыс. А туров по стране продается в год более 10 млн. То есть клиент попадет в такую ситуацию 1 раз из тысячи. Примерно раз в 500 лет", – поясняет он свои подсчеты.

Горин объясняет, что существует два уровня страхования: финансовое обеспечение рисков и средства, необходимые для экстренной эвакуации людей в случае, если при банкротстве туроператора они, например, оказались за границей. В случае с "Невой", по его информации, все должно закончиться хорошо для клиентов компании, т.к. сформированного фонда хватит на все выплаты. Однако выплаты не будут моментальными. Но в целом, как утверждает Горин, "имеет смысл страховать каждый тур. Это даст больше гарантий, хотя и увеличит стоимость тура на 4-5%". Кроме того, думает Горин, есть смысл создать специальный фонд для турагентств, чтобы хоть как-то контролировать их работу.



Прокомментировать



:D
:)
:(
:o
:shock:
:?
8)
:lol:
:x
:P
:oops:
:cry:
:evil:
:twisted:
:roll:
:wink:
:!:
:?:
:idea:
:arrow:
:|
:mrgreen:
.

Читайте также
Из “Яндекс.Маркета” убирают товары. “Серый” рынок умрет?
Из “Яндекс.Маркета” убирают товары. “Серый” рынок умрет?

Торговая площадка начала удалять со своих страниц объявления магазинов, которые не могут доказать легальность происхождения их товара
Новая ниша: "умные" аксессуары
Новая ниша: "умные" аксессуары

Все о новой нише в e-commerce - смарт-устройствах. Что и почему будет популярно в ближайшие годы

Ахтунг! Яндекс начал двигать Алибабу в России? 6

А это точно был Яндекс, а не кто-то сильно на него похожий? ))






2001 - 2017 © Оборот.ру. Все права защищены