Наторговал ли Amazon на триллион? Посмотрим, как дела у главного маркетплейса планеты
Пока нет. Но выручка компании Джефа Безоса уже измеряется сотнями миллиардов. И она вынуждена искусственно сдерживать собственный рост. А конкуренты бодро идут вдогонку.
Агентство Marketplace Pulse представило отчет о результатах работы крупнейших американских (а значит и мировых) торговых площадок в 2020 году. В нем Amazon занимает третью строчку рейтинга самых быстро растущих маркетплейсов. Лидером по приросту в процентном отношении стал Etsy. На втором месте крупнейший ритейлер США Walmart.
Но в абсолютном выражении Amazon – все еще безусловный лидер. Marketplace Pulse утверждает, что только прирост его оборота в США в прошлом году составил $95 млрд, в то время как eBay на эту сумму за весь год едва наторговал.
В целом же продажи компании в Америке достигли $295 млрд, а в целом по миру $475 млрд (рост на 42% год к году). Из них $180 млрд пришлось на собственные продажи интернет-гиганта (+35%). Доля сторонних селлеров в общем объеме продаж достигла 62%.
Глобальная выручка Amazon в 2018, 2019 и 2020 годах
Второй квартал стал настоящим испытанием для ритейлеров во всем мире, когда спрос на товары первой необходимости, такие как медицинские маски, дезинфицирующие средства, туалетная бумага и т.д., взлетел до небес. На Amazon на эти товары приходилось 43% поисковых запросов.
Впервые в своей истории компания удалила собственные рекомендации и список самых покупаемых товаров, перестала принимать купоны на скидки от селлеров – все для того, чтобы уменьшить продажи. В общей сложности маркетинг был сокращен примерно на треть.
Основная деятельность Amazon сосредоточилась на товарах первой необходимости.
Но все эти меры не позволили мгновенно справиться с взрывным ростом спроса. Результатом стал вал негативных отзывов в мае – их количество достигло рекордного миллиона. Основной претензией стала задержка доставки (49%).
Из-за политики компании многие селлеры распродавали запасы со складов Amazon, тем самым сокращая ассортимент, попадающий под программу Prime. На восстановление status quo потребовалось больше месяца.
Количества продавцов в пандемию росло особенно быстро.
В 2020 году на Amazon добавилось 1,5 млн селлеров. При этом с 2017 по 2019 год прирост составил 4,5 млн. В исследовании приводятся интересные цифры: ежедневно интернет-гигант добавляет 3 600 продавцов, ежечасно – 146, ежеминутно – двоих.
Сколько новых продавцов приходит на Amazon
В прошлом году к площадке присоединилось 190 тыс. селлеров из разных стран, которые что-то продают в США, из них 75 тыс. – американские предприниматели.
В Индии Amazon привлек за год около 100 тыс. продавцов – в основном микро- и малый бизнес. На сегодняшний день свыше 700 тыс. индийцев торгуют на площадке – это второй по количеству селлеров рынок компании.
В начале 2020 года на четырех ведущих площадках Amazon – в США, Великобритании Германии и Японии – среднее число активных продавцов из Китая составляло 36%. Но из-за пандемии начались перебои в производстве, в результате чего доля китайских селлеров сократилась в мае до 30%. Однако к концу года она побила рекорд, достигнув 42%.
При этом ни одна другая страна не представляет на рынке США более 1%.
Китайцы и все остальные: распределение выручки Amazon на ключевых рынках
(желтый цвет – доля китайских продавцов, синий – доля местных)
Сначала в США, а затем и на других развитых рынках появились инвесторы, скупающие амазоновских продавцов.
В течение года инвестиции в компании, скупающие на бизнесы, торгующие на Amazon выросли фактически с нуля до $1 млрд.
В 2019 году Amazon ввел возможность оценивать товар без написания отзыва. После совершения покупки пользователь может просто нажать на нужное количество звездочек рейтинга. В результате рейтинги многих товаров теперь составлены из десятков и даже сотен тысяч мнений. Теперь продавцам надо очень постараться, чтобы вывести свой товар в топ.
Доходы Amazon от рекламы фактически покрывают собственные затраты компании на маркетинг. К примеру, в III квартале 2020 года компания потратила на продвижение $5,4 млрд, а получила доход от продажи рекламы в $5,3 млрд.
Для сравнения: доходы от рекламы Facebook составили 626% маркетинговых расходов, а доходы Google – 544%.
Тем не менее, следует отметить значительный прогресс за последние несколько лет. В 2015 году доходы Amazon от рекламы покрывали лишь 32% расходов на маркетинг.
Доход Amazon от рекламы в соотношении с маркетинговыми тратами
На сегодняшний день у компании работают 18 площадок в разных странах мира. При этом на долю основного сайта Amazon.com приходится около 46% посетителей. Следующими по посещаемости сайты в Японии, Германии и Великобритании генерируют по 10% трафика. Вмести с индийской площадкой на ТОП-5 ресурсов приходится 80% посещений маркетплейса.
*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.