Как проходит доставка на последней миле: один день из жизни курьера "Чекбокса"
Oborot.ru начинает цикл публикаций о буднях людей, работающих в российской электронной коммерции, обслуживающей ее логистике и смежных бизнесах. Это может быть бесплатно для вас, но мы рассчитываем, что вы не будете делать секрета из размера оплаты труда, трудностей, с которыми люди сталкиваются в работе, инсайдов и секретов, важных для работников.
Первый наш герой – курьер Данил Галкин, работает в компании "Чекбокс". Приехал в Москву из Екатеринбурга. С сентября 2021г. – самозанятый. До этого доставлял заказы в другой аналогичной организации: 3 месяца курьером, а затем – даже успел поработать на руководящей должности. Теперь знания внутренней логистики применяет на практике. За описанную в этой статье смену он заработал 1800 рублей.
Краткий словарь курьера:
Букинг — резервирование времени.
Слот — двухчасовой промежуток.
Бот — автоматический помощник курьера в Telegram, работает синхронно с приложением.
Зимнее утро, среда. Смена сегодня начнется в 7:30 утра. Подъем в начале шестого, обязательный плотный завтрак.
За час до старта включаю геолокацию на телефоне, чтобы ее считало предложение "Чекбокса".
Система запускает часовой букинг для прибытия в даркстор. Сегодня я работаю на Походном проезде, до которого добираться час-полтора общественным транспортом. Но я всегда стараюсь приезжать заранее. Почему? Все дело в электровелосипедах.
На старт
..Точнее, дело в свободных электровелосипедах даркстора. Раньше приехал — забрал лучший. Вообще я держу при себе мини-набор инструментов. Он для мелких поломок в дороге, но им можно и подогнать велосипед под свои параметры.
Сегодня мне достается практически идеальный экземпляр, поэтому обхожусь минимальной проверкой.
Одно время я подумывал пересесть с велосипеда на авто. Там больше ставки, но меньше возможностей для маневра. На велике успеваешь доставить больше — объезжая пробки и срезая через дворы.
Расписываюсь в получении транспорта.
Забираю термосумку, проверяю наличие замороженных хладоэлементов, работу замков. На сумке мое имя: в отличие от велосипедов, инвентарь закреплен за конкретным курьером.
С первым выездом бывает по-разному. Иногда заказ падает сразу в начале смены, но сегодня я успеваю выпить пару кружек чая перед маршрутом. В начале девятого оживает бот: нужно ехать на бульвар Яна Райниса.
Товары собирают сотрудники даркстора, а укладываю в термосумку уже я. Пакеты вскрывать нельзя, но у меня есть описание содержимого. На хрупких, замороженных или горячих продуктах — специальные отметки, и здесь нужно особое внимание при транспортировке.
Еще обязательно проверяю, совпадают ли номер/адрес на каждой коробке с данными из бота.
В дороге
Вбиваю в карты адрес, выезжаю. Чтобы не отвлекаться на GPS, подключаю географическую память — просматриваю маршрут, прикидываю, можно ли добраться быстрее и удобнее, запоминаю и убираю телефон.
Все равно я со временем выучил район наизусть, благо у этого даркстора радиус доставки не более 2 км. (У зон, закрепленных за складами на Веневской и Киевской — до 7 км).
Дорога сегодня сравнительно хорошая, насколько это возможно для московской зимы. Но, вообще, я работаю в любую погоду, включая гололед.
И да, с велосипеда случается падать. Поэтому в личном рюкзаке всегда вожу "сменку": переодеться, если что-то порву или испачкаю. Прецедентов, правда, немного. Если упал — обязательно проверяю состояние продуктов в термосумке.
Итак, первая доставка — я у получателя. Кликаю на "Вручил" в боте.
Алгоритм уже распределил следующие точки: так, чтобы каждый адрес оказался по пути и не нужно было колесить.
Сегодня маршрут выглядит примерно так: от Светлогорского проезда до 1-го Тушинского, с заездами на Окружную, Василия Петушкова, Героев Панфиловцев и Вилиса Лациса.
С получателями я всегда в контакте: звоню как минимум за 10 минут, уточняю адрес и пожелания.
Опозданий у меня почти не бывает. И хотя на такой случай в боте есть кнопка "Опаздываю". Но я все равно стараюсь позвонить клиенту лично, найти компромисс.
Вот случай: форс-мажор, не успеваю доставить товар к назначенному времени. Звоню, извиняюсь, говорю "С меня шоколадка". И все хорошо! Человек понял.
Мне везет с получателями: очень редко бывает негатив. Чаще — улыбки и благодарность. А это, без шуток, невероятный заряд позитива на всю смену. Более того, предлагают и кофе, и перекусить. Отказываюсь, конечно, но все равно приятно.
Я не вожу горячие обеды из ресторанов, но заказов на готовую еду из "ВкусВилла" хватает. Особенно в офисы, ближе к обеду. Туда везу и сразу несколько "домашних" наборов, которые явно заменят заказчикам оффлайн-шопинг после работы: продукты и бытовая химия.
Традиционно — пара заказов в больницы, где доставка в принципе популярна. Особенно "вечная классика" вроде туалетной бумаги и питьевой воды.
К слову о здоровье. Бесконтактную доставку сегодня просят не часто — получатели просто соблюдают меры безопасности и забирают из рук в руки. Правда, получатель однажды вышел встречать меня в чем-то вроде противогаза и резиновых перчаток. Но это исключение.
А вот "внештатная" бесконтактная доставка… Мне, например, приходилось и перекидывать через забор пятилитровые кеги с водой: клиентка не смогла открыть ворота изнутри.
На финишной прямой
Перерыв у нас плавающий, по запросу. Но я обедаю на работе редко. Смена заканчивается уже в 14:00, мне вполне хватает основательного завтрака. Если понимаю, что без обеда не обойтись, заранее беру домашнюю еду, благо моя девушка прекрасно готовит. Обязательно съедаю что-нибудь мясное.
Сегодня перерыв не пригодился. Еду на даркстор, сдавать под роспись велосипед и термосумку.
Следующие смены я разобрал на несколько дней вперед, чтобы построить вокруг них остальной график: семейные дела, учебу, отдых.
Отчитываюсь боту — и домой.
Ждите новых историй из жизни работников российского ecom'а и читайте на нашем сайте другие интересные истории о работе курьеров:
- Почти рождественская история: курьеры Delivery Club искали и нашли потерявшегося ребенка
- Все курьеры Delivery Club станут частью поисково-спасательного отряда "ЛизаАлерт"
- Ozon вместе с KION снимут сериал про курьеров (ФОТО со съемочной площадки)
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
У меня вопрос:
Доставка товаров до распределительных складов Ozon по логистической схеме Nextday - оправданная схема?
При условии, что 65% оборота Ozon пришлось именно на регионы за пределами Москвы и области.
Свернуть