подписка
Подписаться
24/02/2022

Перегрет ли рынок ПВЗ, трудности при открытии точек, что будет дальше. Интервью с генеральным директором Hermes Russia Алексеем Шулевым

Пункты выдачи заказов продолжают расти по стране как грибы после дождя. Но о чем важно помнить при открытии ПВЗ, какие есть риски, что с окупаемостью и куда вообще движется данный сегмент рынка? Для получения ответов на эти и другие вопросы мы обратились к генеральному директору Hermes Russia Алексею Шулеву. 

 

 

Ситуация на рынке в целом

1. Можете ли вы оценить развитие российского рынка пунктов выдачи?

Российский рынок пунктов выдачи растущий, своего пика он еще не достиг. Предпочтения конечных получателей движутся в сторону самовывоза и с каждым годом его доля растет. Сейчас в среднем по рынку соотношение курьерской доставки и самостоятельного забора по всем категориям товаров составляет 40% на 60%. И, по нашим прогнозам, доля самовывоза продолжит увеличиваться.

Рынок ПВЗ интересен тем, что объединяет преимущества электронной коммерции в части огромного ассортимента площадок, выгодных цен, доступности, и традиционной торговли с примеркой, простым возвратом, частичным выкупом заказа. Кроме этого, товар можно забрать в удобное для потребителя время и в удобном месте. Если сравнивать пункты выдачи с постаматами, то первые могут предоставить более длительный срок хранения заказа, любую форму оплаты, расширенные габаритные характеристики, примерку, частичную выдачу, увеличенную вместимость.

Алексей Шулев (1)

Генеральный директор Hermes Russia Алексей Шулев

2. В каких регионах уже закрыта потребность в таком виде доставки, а в каких – еще предстоит интенсивное развитие? И почему?

Потребность очевидно есть. В крупных городах за счет роста популярности услуги, все больше людей из разных слоев населения осваивают электронную коммерцию. А поскольку границы городов расширяются, в них увеличивается количество жителей, то уплотнение сети ПВЗ продолжится. Сдерживающим фактором роста может стать лишь дальнейшее развитие гиперлокальной и курьерской доставки.

По данным DataInsight, в 2020 году 92% всех точек выдачи магазинов и логистических компаний было расположено в городах. Пункты выдачи распределены по федеральным округам неравномерно. Например, 38% всех точек приходится на Центральный федеральный округ, а 78% расположены в Центральном, Приволжском, Северо-Западном или Южном округах. На Дальний Восток и Северный Кавказ приходится по 2% объектов.

В регионах этот бизнес будет развиваться по мере построения логистической инфраструктуры. Сейчас прежде всего такая потребность существует в труднодоступных районах, в первую очередь, на севере страны. Мы считаем, что с развитием интернета ПВЗ будет востребован практически в каждой деревне. Но, безусловно, рост будет зависеть от объема инвестиций.

Проблемы развития маркетплейсов. Сейчас БУМ ПВЗ, но бизнес несет в себе риски

1. Открытие нового ПВЗ не всегда гарантирует прибыль. На что нужно обратить внимание при открытии ПВЗ?

Во-первых, это расположение. Решающую роль при выборе помещения всегда имеет шаговая доступность. Лучше всего, чтобы ПВЗ имели отдельный вход или же находились рядом с зоной, работающей в режиме 24/7, чтобы курьеры и клиенты всегда имели свободный доступ. Подобные помещения можно арендовать возле супермаркетов. Ночная доставка прекрасно работает в обычных ПВЗ, когда курьер имеет ключ от помещения, поэтому круглосуточный режим работы не обязателен.

Во-вторых, при подборе локации наиболее перспективны помещения, расположенные внутри жилых массивов, особенно новой застройки, когда ввод корпусов происходит повсеместно, иногда в течение нескольких лет. Перспективно также открытие ПВЗ в удаленных жилых районах городов, рядом с транспортно-пересадочными узлами.

sample-09.9e59f716

Источник фото: Wildberries

2. Какие трудности чаще всего возникают у предпринимателей, которые открывают ПВЗ?

Основные трудности – одобрение локации компаниями – поставщиками, поиск правильного помещения и персонала, стоимость аренды.

3. Какова экономика открытия и сроки самоокупаемости ПВЗ?

Если удалось найти хорошее помещение с нормальной стоимостью аренды, то процесс открытия ПВЗ не займет много времени и сил. При этом высоколиквидным остается само оборудование, но его можно купить на вторичном рынке: на форумах и в профильных чатах. Что касается ремонта помещения, то затраты по нему можно разделить с арендодателем или взять арендные "каникулы" и за счет них попытаться компенсировать расходы.

Важно начать вкладывать средства в открытие сразу после согласования помещения с заказчиком. Помните, что главные статьи расходов – это аренда и персонал. В настоящее время в Москве появляются пункты выдачи заказов, где ставка по аренде составляет более 100 тысяч рублей. Связано это с изменением требований заказчиков – якорных маркетплейсов или курьерских служб – к локации и площади. В регионах, конечно же, ставки ниже.

Траты на сотрудников ПВЗ также увеличиваются из-за того, что заказов становится больше, появляются дополнительные услуги (например, примерка, возвраты, вскрытие), повышается контроль сервиса со стороны заказчика, точки вынуждены работать по графику 12/7, а в пиковые часы на месте должны находиться два оператора. Все это приводит к тому, что фонд оплаты труда становится равным затратам на аренду и нередко даже превышает их.

Теперь про доходы. "Якорные" маркетплейсы сейчас переводят партнеров на процент от оборота, уходя от фиксированной ставки за выдачу. Важно понимать, что сразу после открытия ПВЗ потребуется несколько месяцев только на то, чтобы "собрать" своих клиентов. На это может как раз повлиять расположение точки – проходимость места, расстояние до другого ПВЗ и так далее. На доход, несомненно, влияет количество курьерских служб – чем их больше, тем крупнее оборот и солиднее вознаграждение, а также дополнительные услуги: возможность оплаты при получении, наличие примерочных и так далее. При условии правильно выбранной локации пункты выдачи могут начать приносить прибыль уже после первого месяца работы, а в течение полугода после открытия можно рассчитывать на возврат потраченных средств.

KMO_176258_00250_1_t218_175408

Источник фото: "Коммерсантъ"

4. Каким критериям должны соответствовать современные ПВЗ? 

Формат работы ПВЗ предполагает быстрое получение товара в любое удобное для клиента время. Если собственник все правильно рассчитал, спланировал и организовал, то в хорошем пункте выдачи вы никогда не увидите очередей, а также пыли, грязи и прочих неудобств.

Никто не спорит, что приятно забирать заказы из ПВЗ, который выглядит как модный бутик. Но доставка в пункты выдачи является самым экономичным способом получения товара и ожидать роскошных интерьеров было бы по меньшей мере странно. Главное, чтобы внутри точки выдачи было чисто, аккуратно, соблюдались нормы СанПиН, не было давок, а товар выглядел презентабельно. Со временем требования и ожидания покупателей, конечно, будут возрастать, тогда рынок постарается отреагировать на это, и можно будет ожидать изменений.

Уже сейчас благодаря инвестициям в собственную сеть со стороны крупнейших маркетплейсов, площади большинства открывающихся точек увеличились, сами ПВЗ переместилось на первую линию, зачастую имеют отдельный вход и хороший ремонт.

Прогнозы. Куда движутся ПВЗ 

1. Как будут развиваться и изменяться ПВЗ в России дальше? Какое влияние они окажут на рынок торговой недвижимости? 

Считаю, что пункты выдачи заказов уже плотно вошли в нашу повседневную жизнь и рынок недвижимости должен учитывать данный факт. Уже сейчас многие операторы и девелоперы думают над тем, как именно гарантировать спрос на ПВЗ в городах с высокой плотностью населения, как учесть запросы и особенности этого бизнеса при планировании фонда коммерческой недвижимости. Довольно часто в последнее время обсуждаются вопросы перепрофилирования торговых центров или их части в городские логистические центры, мини-хабы, dark-kitchen для обеспечения гиперлокальной доставки и выдачи заказов.

Онлайн-торговля в глобальном смысле еще не готова к полномасштабной конкуренции с офлайном, так как в России число тех, кто покупает в сети, и тех, кто остается приверженцем классического шоппинга, пока еще не сравнялось. Несмотря на локдауны, каникулы и сформированную привычку заказывать в интернете. Думаю, что перспектива будущего – это гибридные модели онлайн- и офлайн-ритейла.

В качестве альтернативного варианта привычному всем розничному магазину можно назвать формат "ПВЗ-шоурум". Для рынка это абсолютно новый проект, предоставляющий и большой выбор товаров, и быстрый онлайн-заказ понравившейся вещи, и дополнительный осмотр, и покупку в шоуруме, расположенном в центре города. Например, мы успешно реализовали такой проект с магазином LaRedoute.

Что касается прогнозов на будущее, то, по моему мнению, станет больше профессиональных ПВЗ. Компании, которые умеют правильно выстраивать экономику, будут увеличивать их число и превращать в локальные сети. При этом станет меньше эксклюзивных пунктов выдачи, работающих только с одним заказчиком.

2. Как вы считаете, стоит ли перепрофилировать некоторые моллы в склады или "центры пунктов выдачи" с десятками ПВЗ и постаматов?  

Надо отметить, что еще до пандемии и всех коронавирусных ограничений участники рынка пришли к мнению о необходимости перепрофилирования или сноса плохо спланированных или неудачно расположенных торговых центров. Несколько подобных объектов с весьма солидными вакантными площадями есть в Москве и ближайшем Подмосковье. Действительно, те, которые находятся в пределах МКАД, можно временно использовать в качестве складов, сортировочных центров, курьерских хабов при существующем дефиците профильных площадок.

PsnA6EQ6VaY

В 2020 году холдинг X5 запустил собственную сеть ПВЗ. Источник фото: X5

Думаю, что идея с перепрофилированием имеет перспективу. Неотъемлемой частью моллов уже являются постаматы, а вот ПВЗ – пока нет. Но тут есть один важный момент: их нужно размещать в ТЦ, где трафик посетителей уже устоялся.

Также не должно быть перегибов, когда на одной площадке располагается большое количество точек. Пандемия изменила многие покупательские привычки. Если раньше поход в молл рассматривался как вид досуга, то сейчас торговые центры привлекают тех, кто пришел в магазин с конкретной целью – купить товар, который неудобно заказать онлайн, например, мебель или строительные материалы. В таких молах ПВЗ будут менее востребованы в отличие от точек, которые находятся рядом с домом.

3, Какие из объектов в таком формате, по вашему мнению, будут наиболее успешны? И почему?

В первую очередь объекты, которые находятся в жилых районах, интересны игрокам, развивающим гиперлокальную доставку. Речь идет о крупных маркетплейсах, агрегаторах по доставке продуктов и еды. Поскольку свободных площадей в больших городах сейчас не хватает, ТЦ могли бы стать отличным выходом из ситуации для открытия, например, мультиформатного проекта "даркстор с функцией ПВЗ" под ключ.

В то же время крупные ТЦ не совсем привлекательны для получателей интернет-заказов, поскольку поездку в подобные моллы нужно планировать заранее. В таком случае и сроки доставки, и время забора товара зависят от дня посещения торгового центра.

4. Как вы считаете, насколько развит этот сегмент электронной коммерции в России, например, по сравнению с западными странами?

За последние пять лет еcommerce в нашей стране получил колоссальное развитие. Российские потребители больше, чем европейские и американские, избалованы количеством предоставляемых им услуг. В России покупатели могут воспользоваться сервисами примерки и частичного выкупа в ПВЗ, тогда как в США и Европе такого сервиса нет – получатели должны полностью выкупать заказы.

Но нам тоже есть чему поучиться у глобальных игроков. Например, экономической эффективности. Нужно стараться управлять трафиком в пунктах выдачи так, чтобы компании по доставке не увеличивали затраты, желая удовлетворить все потребности покупателей, при этом теряя прибыль. Также важно не занижать стоимость доставки: у многих игроков рынка она бывает меньше себестоимости.

Как раз именно тенденция ценовой конкуренции вызывает сейчас особую озабоченность. Думаю, что если работа по ценам ниже себестоимости продолжится, то через пять лет рынок поделят несколько крупных игроков. Да, это будут компании, которые смогут себе позволить инвестиции в развитие, новые технологии, удовлетворение запросов пользователей. Но в случае уменьшения конкуренции непременно последует рост цен. И это следует учитывать.

Кроме того, я считаю, что важно объединять усилия и предоставлять рынку совмещенные точки самовывоза, где потребитель может получить заказы различных маркетплейсов и магазинов. Во-первых, это удобно покупателю, а во-вторых, выгодно владельцу, поскольку весь трафик сосредотачивается в одном месте и дает достаточную рентабельность для развития.

Российскому рынку также стоит подготовиться к автоматизации процессов, ставку на которую сейчас делают во всех развитых странах, поскольку покупатели сейчас предпочитают бесконтактные способы решения своих задач.

Для оптимизации затрат и роста трафика российским компаниям стоит обратить внимание на еще один объективный фактор – низкую плотность населения в нашей стране в отличие от Европы или Китая.

Прокомментировать
Читайте также
25/02/2022
Lamoda перевела украинских сотрудников на удаленку, новые заказы временно не принимаются
Российский онлайн-ритейлер фактически приостановил свою деятельность в Украине из-за обострения конфликта. Компания группы в этой стране не закрывается, но сотрудников пока отправила по домам... Подробнее
22/02/2022
Как проходит доставка на последней миле: один день из жизни курьера "Чекбокса"
Мы начинаем цикл публикаций о буднях людей, работающих в российской электронной коммерции, обслуживающей ее логистике и смежных бизнесах. Рассчитываем, что вы не будете делать секрета из размера оплаты труда, трудностей, с которыми сталкиваетесь в работе... Подробнее
Denis B.
Коммерческий Директор Axilog.ru, B2B-услуги (Доставка и логистика, небольшая компания)
22/02/2022
По итогам 2021 года порядка 65% оборота Ozon пришлось именно на регионы за пределами Москвы и области. 1
Коллеги, добрый день.
У меня  вопрос:
Доставка товаров до распределительных складов Ozon по логистической схеме Nextday - оправданная схема?
При условии, что  65% оборота Ozon пришлось именно на регионы за пределами Москвы и области.
Свернуть
Коллеги, добрый день. У меня  вопрос: Доставка товаров до распределительных складов Ozon по логистической схеме Nextday - оправданная схема? При условии, что  65% оборота Ozon пришлось им Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
22/02/2022
Яндекс выдал инструкции, как работать на Маркете 23 февраля
В День защитника Отечества склады, сортировочные центры Яндекс.Маркета и пункты приёма заказов будут работать как обычно. Это не касается сортировочных центров DPD и транзитного склада в Климовске. Еще есть важный момент для FBS-продавцов... Подробнее
Злата Ф.
Менеджер по сопровождению клиентов, Торговля (мини-компания)
18/02/2022
"СберМаркет" запустил экспресс-доставку из "Мини Ленты" - обсуждение 2
Отличная новость, очень нравится это магазин.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика