подписка
Подписаться
30/03/2023

Актуальная ситуация в ecommerce: сколько дистрибьюторов на маркетплейсах, какие маркетинговые каналы используют топовые магазины, что будет с онлайн-рынком продуктов в 2023 году

Агентство Data Insight провело крупное исследование, в котором представило достаточно широкую картину происходящего в российском ecommerce прямо сейчас.

Вдогонку к материалу о динамике рынка, обороте онлайн-торговли и прогнозах на ближайшее будущее (текст также основан на аналитике агентства), расскажем сегодня о селлерах маркетплейсов, онлайн-торговле продуктами, логистике и маркетинге интернет-магазинов. 

 

Маркетплейсы: почти половина селлеров – из Москвы и Московской области, самая представленная категория – товары для дома и дачи

В июне 2022 года совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов Wildberries и Ozon впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год: она составила 75%.

Screenshot_2

Маркетплейсы оцениваются продавцами как очень эффективный канал с большим приростом – 64% селлеров сообщили о росте объема своих продаж, и только 46% отметили рост продаж через собственный интернет-магазин

Screenshot_5

Портрет селлера маркетплейсов

Screenshot_7

Почти половина всех продавцов на маркетплейсах – дистрибьюторы, занимающиеся продажей разных брендов. Больше всего их на Яндекс Маркете и AliExpress. На Wildberries дистрибьюторов меньше, а брендов с прямыми продажами больше, чем в среднем. Селлеры Яндекс Маркета отличаются более низкой долей производителей товаров.

Screenshot_11

У продавцов всех платформ второй по популярности площадкой является Ozon. По данным опроса, на Ozon присутствуют более 40% селлеров Wildberries и 70-80% продавцов Яндекс Маркета, СберМегаМаркета и AliExpress Россия. Продавцы Wildberries меньше других используют дополнительные площадки – в среднем один продавец использует не больше двух маркетплейсов. Продавцы СберМегаМаркета – почти все возможные площадки (4,3 на продавца).

Screenshot_17

Самая представленная категория на маркетплейсах – товары для дома и дачи: от 32% до 37% селлеров в зависимости от платформы. Среди продавцов Wildberries почти столько же продают одежду и обувь (28%). В среднем на каждого продавца приходится 1,4 категории.

Screenshot_18

Интернет-магазины: 52% используют самописную CMS, получение в ПВЗ есть у 93% компаний

В ТОП-100 интернет-магазинов 27 компаний – это универсальные магазины и сегмент FMCG. У них 83% всех заказов и только 57% от объема продаж. Самая наполненная категория Топ-100 – магазины электроники и техники – включает 17 магазинов и составляет 20% от объема продаж, но всего 3% заказов.

Screenshot_27

Screenshot_25

CMS, маркетинг и источники трафика

52% интернет-магазинов используют CMS собственной разработки. К помощи внешних сервисов обращаются 48% интернет-магазинов.

У 36% интернет-магазинов нет новостной рассылки. 28% интернет-магазинов используют email-рассылку собственной разработки. Остальные 37% пользуются услугами внешних сервисов.

Screenshot_29

Screenshot_7

Сайты книжных магазинов и интернет-аптек отличаются наибольшей долей органического поискового трафика, а доля прямых переходов выше всего у магазинов товаров для хобби. Магазины одежды и обуви отличаются наибольшей активностью трафика сразу по трем источникам: из переходов по ссылкам, из email-рассылок и социальных сетей, а также делят лидерство по доле трафика от медийной рекламы с интернет-магазинами ювелирных изделий и часов. Последние, кроме того, отличаются повышенной долей платного поиска.

Screenshot_54

Каналы доставки по товарным категориям

Доставка до двери есть у 95% интернет-магазинов разных товарных категорий, менее развита она у интернет-аптек. Получение в ПВЗ доступно у 93% интернет-магазинов, менее доступно – среди категорий продуктов питания и DIY. По почте доставляют 46% интернет-магазинов, чаще всего данный способ встречается у магазинов книг и товаров для хобби и рукоделия. Доставка в постаматы есть у 30% интернет-магазинов. Больше всего она развита у книжных магазинов, меньше всего – у DIY и интернет-аптек.

Screenshot_9

Сегмент eGrocery: 72% покупателей делают несколько заказов в месяц, в 2023 году рынок может замедлить рост

В отличие от 2021 года, когда количество заказов каждый месяц было больше предыдущего, в 2022 году рост заказов не был постоянным – 4 месяца подряд, с апреля по июль, количество заказов снижалось, и только с августа возобновился поступательный рост заказов.

Screenshot_72

Лидером сводного рейтинга среди сервисов экспресс-доставки стал "ВкусВилл", который смог обеспечить оптимальный баланс всех показателей. По результатам измерений их служба доставки получила наивысшие оценки по 2 из 3 параметров, а также высший результат в интегральном рейтинге.

Screenshot_73

Онлайн-покупатели продуктов

Screenshot_74

  • Около 35% своего бюджета на продукты тратят на заказы продуктов через интернет активные онлайн-покупатели в Москве.
  • 72% онлайн-покупателей продуктов делают несколько заказов в месяц с целью пополнения запаса продуктов дома. Лишь 12% потребителей делают заказы несколько раз в неделю.
  • Около 15% респондентов не являются сегодня активными покупателями ("попробовали и перестали").
  • 57% составляет самая многочисленная целевая группа онлайн-покупателей продуктов – покупатели с детьми.
  • Для 41% респондентов покупка продуктов онлайн – привычный способ. 33% делают заказ через интернет, чтобы сэкономить время. Скидки и акции являются стимулом лишь для четверти респондентов (25%).

В 2023 году рынок eGrocery предположительно замедлит свой рост. Количество заказов по итогам 2023 года может составить 583 млн, а годовой объем продаж – 770 млрд рублей. Прогноз не учитывает возможные негативные сценарии – резкое ухудшение динамики реальных доходов, резкий рост инфляции и/или уход с рынка ряда ключевых игроков

Рынок логистики: транспортные компании ищут возможности для освоения новых ниш, 37% покупателей отмечают удорожание заказов

Screenshot_81

В среднем по итогам 2022 года доля собственных служб доставки выросла на 13 процентов – 88% по сравнению с 75% в 2021 году. В первую очередь, рост обеспечивается маркетплейсами Ozon и Wildberries – их суммарная доля отправлений в четвертом квартале 2022 составила 79%.

Screenshot_82

Самовывоз – самый востребованный способ доставки. В сумме 56% самовывоз всегда или чаще всего, а никогда не используют только 7% покупателей.

Screenshot_83

Среди разных вариантов самовывоза наиболее популярен самый привычный для покупателей – обычные пункты выдачи заказов (ПВЗ). 30% ответили, что всегда выбирают этот способ, 37% – что выбирают его более, чем в половине случаев.

Screenshot_84

Ключевые факты в самовывозе

  • Большинство покупателей проверяет условия доставки. 41% покупателей делают это без внешних причин — просто всегда при заказе или если есть время.
  • Изменения цен и активности покупателей практически не повлияли на предпочтительный способ доставки — 68% ответили, что он для них не изменился.
  • У большинства покупателей есть привычка забирать из определенных, уже знакомых точек выдачи. У 43% есть несколько точек выдачи, в которые они стараются заказывать из разных магазинов. У 29% такая точка одна.
  • Удобное расположение точки — основной фактор, который влияет на выбор пункта выдачи. Им руководствуется 56% покупателей.
  • События 2022 года заметно повлияли на покупательское поведение: 38% респондентов стали совершать меньше покупок, 25% в феврале 2022 года совершали какие-либо покупки впрок.
  • 37% покупателей отмечают увеличение стоимости своих заказов. 20% считают, что цены не изменились. 7% говорят об уменьшении цен.

Ключевые тренды в "последней миле":

  • инвестиции в совершенствование внутренних процессов и автоматизацию логистики;
  • приостановка экспериментальных и узколокальных направлений работы.
  • тарифы на доставку логистических операторов выросли;
  • партнеры ищут компромиссы в уровне и стоимости услуг.
  • сложности с наймом персонала ослабли, а затем возобновились;
  • зарплатные ожидания линейного персонала остаются прежними;
  • ряд международных логистических компаний и иностранных клиентов ушли с рынка;
  • логистические компании ищут возможности для освоения новых ниш.
  • интернет-магазины переносят часть рисков на аутсорсинговых операторов и передают им некоторые направления или покрытия, которые до этого пытались брать на себя.
Прокомментировать
Читайте также
Андрей Пасынков
председатель совета директоров, Ассоциация Поддержки и Развития Интернет-Торговли (АПРИТ)
15/05/2023
Маркетплейсы злоупотребляют свободой? ФАС может отменить мораторий на проверки онлайн-площадок - обсуждение 7
Новая борзость от ОЗОНа. Не пора ли ФАСу взять МП за причинное место?

Чаты с покупателями: как вернуть доступ
Чтобы вы снова могли переписываться с покупателями, нам нужно проверить все данные вашей компании. Это — гарант безопасности общения для покупателей и защиты от мошеннических действий. Готовим несколько решений, как можно ускорить эту проверку, а пока предлагаем первое.
Чтобы быстро получить доступ к чатам, можете открыть счёт в Ozon Банке и привязать к нему выплаты от Ozon. Так при оформлении мы проведём все нужные проверки, а привязка счёта к аккаунту гарантирует, что кабинетом пользуетесь именно вы.
Доступ к перепискам появится в течение 3 дней после того, как вы привяжете счёт к личному кабинету. Свернуть
Новая борзость от ОЗОНа. Не пора ли ФАСу взять МП за причинное место? Чаты с покупателями: как вернуть доступ Чтобы вы снова могли переписываться с покупателями, нам нужно проверить все Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции
31/03/2023
По итогам 2022 года "Почта России" получила чистый убыток 27 млрд руб (по РСБУ) 1
Из-за чего федеральный почтовый оператор терял деньги? Резко просел кроссбордер, увеличились операционные расходы, много денег ушло на повышение зарплат. А от чего доходы повысились?... Подробнее
30/03/2023
Wildberries сильно осложнит жизнь селлеров, торгующих товарами с рейтингом ниже 3 1
Маркетплейс обещает ограничить новые поставки на свои склады для таких продавцов. Речь идет про средний рейтинг - среднее арифметическое по всем оценкам покупателей на товары данного продавца... Подробнее
30/03/2023
1200 новых селлеров с начала года. С чем приходят на Wildberries после введения платной регистрации продавцов?
Приток случайных людей с невнятными предложениями на главный российский маркетплейс заметно сократился. В абсолютном большинстве случаев сейчас новички стартуют с отечественными товарами и брендами... Подробнее
Алексей П.
CEO Russia, B2B-услуги (среднего размера компания)
27/03/2023
Кто заменит Booking.сom в России? Ostrovok.ru и Яндекс Путешествия фиксируют рост продаж - обсуждение 2
Ostrovok просто агрегатор, который ни за что не отвечает. Имея в кармане бронирование от этого бренда, я стоял с чемоданом посередине Питера и выслушивал предложения от гостиницы попробовать обратиться в другую, так как у них что то не сложилось... Конечно, я лучше напрямую буду общаться с гостиницами! Booking.com всех держали в черном теле и приехав в последнюю дыру ты мог быть уверен, что на улице не окажешься! Свернуть
Ostrovok просто агрегатор, который ни за что не отвечает. Имея в кармане бронирование от этого бренда, я стоял с чемоданом посередине Питера и выслушивал предложения от гостиницы попробов Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции