Закон об учете интернет-рекламы: в чем суть, что изменилось за год, как отразится на интернет-магазинах
1Закон о единой системе учета интернет-рекламы будоражит многих еще с прошлого лета. В последние дни мая и начале июня этого года произошли новые изменения в законодательстве, регулирующем рекламу в Интернете. Рассмотрим, что изменилось, что осталось прежним, а также поговорим о том, как все это отразится на бизнесе в Сети.
Реклама или нет?
Само понятие рекламы в Сети осталось без изменений: это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к рекламируемому объекту, размещаемая в Интернете. При этом в течение последних пяти лет ФАС несколько раз давала разъяснения о том, что признается рекламой в Сети, а что — нет. В частности, сайт компании, на котором размещена информация о деятельности компании, реализуемых товарах и услугах, сведения о них, рекламой не является. Не считается рекламой и список товаров с однотипными описаниями, наполняющих рубрики на сайтах-агрегаторах объявлений и маркетплейсах. Выдача поисковых запросов со ссылками на товары и услуги также не является рекламой — кроме собственно рекламных вставок в нее.
Таким образом, рекламой признается любая другая информация, привлекающая внимание к товару, в том числе направленная в рекламных рассылках и т.д.
При этом реклама в Сети должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и сайт или его страницу, содержащие информацию о рекламодателе.
Кто несет ответственность за передачу данных?
В последние годы государство активно интересуется распространением рекламы в Сети, а в прошлом году законодательно введено требование о контроле и учете такой рекламы путем подачи о ней сведений в единый реестр. По сути, создается единая база рекламы в Интернете. В этом году требования конкретизированы и уточнены, все изменения — и прошлогодние, и нынешние — вступают в силу с 1 сентября 2022 года. Правда, есть вероятность, что введение закона могут перенести.
В прошлом году появились два новых понятия:
- Рекламная система — информационная система (программа) для ЭВМ, которая предназначена и используется для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов. Например, такой рекламной системой может быть "Яндекс.Директ".
- Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.
Оба этих понятия, следует признать, достаточно расплывчаты. Тем не менее, критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем в Сети, к обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор, установлены. К ним отнесены:
- Рекламодатели, кроме владельцев исключительных прав на рекламируемые товар или услугу; при этом изготовитель или продавец товаров от этой обязанности освобождается, если рекламу их товаров по договору представляют другие лица, которые и подают в рамках договора такую информацию.
- Операторы рекламных систем и рекламораспространители.
- Организаторы распространения информации в Интернете: новостные агрегаторы, владельцы соцсетей и аудиовизуальных сервисов.
Передавать сведения о рекламе в виде рассылок или сообщений для групп пользователей не нужно никому.
Таким образом, в перечень рекламы, сведения о которой передаются Роскомнадзору, включены все остальные виды рекламы, размещенной на:
- сайтах-агрегаторах информации и новостей (включая сайты СМИ);
- видеохостингах и аналогичных сервисах;
- социальных сетях.
Какие сведения передавать и каким образом
Данные можно передавать двумя способами:
- через личный кабинет, доступ в который есть у всех, кто обладает учетной записью в ЕСИА. Личный кабинет расположен в системе "Главного радиочастотного центра", который уполномочен Роскомнадзором на прием и техническую обработку запрашиваемых данных. Подавать сведения нужно будет в течение месяца после размещения рекламы. Все формы для заполнения система подготовит самостоятельно в личном кабинете.
- через операторов рекламных данных, имеющих соответствующий официальный статус. Статус будет присваивать специальная комиссия, положение о которой уже разработано и утверждено.
В перечень информации для передачи включены сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы, а также сведения о самой рекламе — в том числе реклама непосредственно.
Инфографика от Роскомнадзора
Есть два исключения:
- Сведения не подаются, если вы рекламируете свой товар или услугу, распространяя рекламу по электронной почте или в сообщениях конкретным пользователям, то есть адресно.
- Не передаются сведения о рекламе, которая распространяется или была распространена в сети "Интернет" в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием и иным "внесетевым" вещанием.
Кроме непосредственных данных об участниках распространения рекламы в Сети в реестре будут храниться и данные об установленных фактах несоблюдения требований к распространению рекламы в Интернете.
Сведения о рекламе, которую нужно будет передавать, описаны следующим образом:
- информация о маркировке рекламы в целях ее отслеживания;
- общее описание объекта рекламирования на русском языке;
- основной тип рекламной кампании в сети "Интернет"
- сведения об использованных для распространения рекламы в сети "Интернет" средствах распространения рекламы в сети "Интернет;
- информация об объемах и распределении показов рекламы в сети "Интернет";
- информация о форме распространения рекламы в сети "Интернет", включающей все типы баннеров, текстовый или текстово-графический блок, все типы видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
- срок размещения рекламы в сети "Интернет";
- параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории проживания (нахождения), иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации);
- информация о договоре на распространение рекламы в сети "Интернет".
Все поправки вступают в силу с 1 сентября 2022 года, с этого момента и будет действовать требование о предоставлении данных в реестр.
Как это повлияет на электронную торговлю?
В настоящей редакции многие ключевые моменты сформулированы крайне расплывчато, однако уже понятно, что реализация требований закона вызовет определенные трудности:
- Вырастет объем юридически значимых действий, которые необходимо будет производить с выпускаемой рекламой, что замедлит процесс и приведет к удорожанию рекламы в ситуации, когда бизнесу, особенно малому, и так приходится туго.
- Участники рынка явно будут ощущать дискомфорт оттого, что сведения о всей выпущенной ими рекламе будут храниться в единой государственной базе, что лишит их возможности на "исправление ошибок" — например, если окажется, что реклама противоречит законодательству.
- Возникает еще одна сфера дополнительного и достаточно пристального государственного надзора, что само по себе создает дополнительные сложности для занятия предпринимательством.
Что будет за нарушения?
За нарушение законодательства о рекламе предусматриваются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Ничего значительного в сфере наложения ответственности поправки не вносят. Добавилась ответственность рекламораспространителя за нарушение требований п. 16 ст. 18.1 ФЗ "О рекламе": речь идет об обязательной пометке "реклама" и ссылке на сайт или страницу рекламодателя.
Сохраняются и общие требования к содержанию рекламного сообщения, закрепленные законодательством о рекламе и о защите прав потребителей: информация должна быть полной, достоверной и нормально воспринимаемой потребителем. Если присутствует слишком мелкий шрифт, текст плохо читается, то такая информация признается отсутствующей (п.28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08 октября 2012 года № 58), а само рекламное сообщение — ненадлежащим.
В целом нарушения в области распространения рекламы в Интернет наказываются административной ответственностью по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ: такие нарушения влекут за собой штрафы — для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Гражданско-правовая ответственность предполагает обязанность рекламодателя и рекламораспространителя возместить ущерб, причиненный распространением рекламы, и ее объемы определяются судом.
Уголовная ответственность наступает по общим основаниям: распространение порнографических рекламных сообщений, реклама запрещенных категорий товаров и аналогичные неспецифические для области рекламы нарушения.
Закон об учете интернет-рекламы: в чем суть, что изменилось за год, как отразится на интернет-магазинах
Закон о единой системе учета интернет-рекламы будоражит многих еще с прошлого лета. В последние дни мая и начале июня этого года произошли новые изменения в законодательстве, регулирующем рекламу в Интернете. Рассмотрим, что изменилось, что осталось прежним, а также поговорим о том, как все это отразится на бизнесе в Сети. >>>