подписка
Подписаться
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
10/06/2022

Закон об учете интернет-рекламы: в чем суть, что изменилось за год, как отразится на интернет-магазинах

1

Закон о единой системе учета интернет-рекламы будоражит многих еще с прошлого лета. В последние дни мая и начале июня этого года произошли новые изменения в законодательстве, регулирующем рекламу в Интернете. Рассмотрим, что изменилось, что осталось прежним, а также поговорим о том, как все это отразится на бизнесе в Сети. 

Реклама или нет?

Само понятие рекламы в Сети осталось без изменений: это информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к рекламируемому объекту, размещаемая в Интернете. При этом в течение последних пяти лет ФАС несколько раз давала разъяснения о том, что признается рекламой в Сети, а что — нет. В частности, сайт компании, на котором размещена информация о деятельности компании, реализуемых товарах и услугах, сведения о них, рекламой не является. Не считается рекламой и список товаров с однотипными описаниями, наполняющих рубрики на сайтах-агрегаторах объявлений и маркетплейсах.  Выдача поисковых запросов со ссылками на товары и услуги также не является рекламой — кроме собственно рекламных вставок в нее. 

Таким образом, рекламой признается любая другая информация, привлекающая внимание к товару, в том числе направленная в рекламных рассылках и т.д.

При этом реклама в Сети должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и сайт или его страницу, содержащие информацию о рекламодателе.

Кто несет ответственность за передачу данных?

В последние годы государство активно интересуется распространением рекламы в Сети, а в прошлом году законодательно введено требование о контроле и учете такой рекламы путем подачи о ней сведений в единый реестр. По сути, создается единая база рекламы в Интернете. В этом году требования конкретизированы и уточнены, все изменения — и прошлогодние, и нынешние — вступают в силу с 1 сентября 2022 года. Правда, есть вероятность, что введение закона могут перенести

В прошлом году появились два новых понятия:

  • Рекламная система — информационная система (программа) для ЭВМ, которая предназначена и используется для организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы посредством принадлежащих третьим лицам информационных ресурсов. Например, такой рекламной системой может быть "Яндекс.Директ". 
  • Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.

Оба этих понятия, следует признать, достаточно расплывчаты. Тем не менее, критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем в Сети, к обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор, установлены. К ним отнесены:

  1. Рекламодатели, кроме владельцев исключительных прав на рекламируемые товар или услугу; при этом изготовитель или продавец товаров от этой обязанности освобождается, если рекламу их товаров по договору представляют другие лица, которые и подают в рамках договора такую информацию.
  2. Операторы рекламных систем и рекламораспространители.
  3. Организаторы распространения информации в Интернете: новостные агрегаторы, владельцы соцсетей и аудиовизуальных сервисов. 

Передавать сведения о рекламе в виде рассылок или сообщений для групп пользователей не нужно никому.

Таким образом, в перечень рекламы, сведения о которой передаются Роскомнадзору, включены все остальные виды рекламы, размещенной на:

  • сайтах-агрегаторах информации и новостей (включая сайты СМИ);
  • видеохостингах и аналогичных сервисах;
  • социальных сетях.

Какие сведения передавать и каким образом

Данные можно передавать двумя способами:

  • через личный кабинет, доступ в который есть у всех, кто обладает учетной записью в ЕСИА. Личный кабинет расположен в системе "Главного радиочастотного центра", который уполномочен Роскомнадзором на прием и техническую обработку запрашиваемых данных. Подавать сведения нужно будет в течение месяца после размещения рекламы. Все формы для заполнения система подготовит самостоятельно в личном кабинете.
  • через операторов рекламных данных, имеющих соответствующий официальный статус. Статус будет присваивать специальная комиссия, положение о которой уже разработано и утверждено.

В перечень информации для передачи включены сведения о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы, а также сведения о самой рекламе — в том числе реклама непосредственно.

photo_2022-06-09_18-23-54

Инфографика от Роскомнадзора

Есть два исключения:

  1. Сведения не подаются, если вы рекламируете свой товар или услугу, распространяя рекламу по электронной почте или в сообщениях конкретным пользователям, то есть адресно. 
  2. Не передаются сведения о рекламе, которая распространяется или была распространена в сети "Интернет" в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием и иным "внесетевым" вещанием.

Кроме непосредственных данных об участниках распространения рекламы в Сети в реестре будут храниться и данные об установленных фактах несоблюдения требований к распространению рекламы в Интернете.

Сведения о рекламе, которую нужно будет передавать, описаны следующим образом:

  1. информация о маркировке рекламы в целях ее отслеживания;
  2. общее описание объекта рекламирования на русском языке;
  3. основной тип рекламной кампании в сети "Интернет"
  4. сведения об использованных для распространения рекламы в сети "Интернет" средствах распространения рекламы в сети "Интернет;
  5. информация об объемах и распределении показов рекламы в сети "Интернет";
  6. информация о форме распространения рекламы в сети "Интернет", включающей все типы баннеров, текстовый или текстово-графический блок, все типы видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;
  7. срок размещения рекламы в сети "Интернет";
  8. параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории проживания (нахождения), иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации);
  9. информация о договоре на распространение рекламы в сети "Интернет".

Все поправки вступают в силу с 1 сентября 2022 года, с этого момента и будет действовать требование о предоставлении данных в реестр. 

Как это повлияет на электронную торговлю?

В настоящей редакции многие ключевые моменты сформулированы крайне расплывчато, однако уже понятно, что реализация требований закона вызовет определенные трудности:

  1. Вырастет объем юридически значимых действий, которые необходимо будет производить с выпускаемой рекламой, что замедлит процесс и приведет к удорожанию рекламы в ситуации, когда бизнесу, особенно малому, и так приходится туго. 
  2. Участники рынка явно будут ощущать дискомфорт оттого, что сведения о всей выпущенной ими рекламе будут храниться в единой государственной базе, что лишит их возможности на "исправление ошибок" — например, если окажется, что реклама противоречит законодательству. 
  3. Возникает еще одна сфера дополнительного и достаточно пристального государственного надзора, что само по себе создает дополнительные сложности для занятия предпринимательством.

Что будет за нарушения?

За нарушение законодательства о рекламе предусматриваются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. 

Ничего значительного в сфере наложения ответственности поправки не вносят. Добавилась ответственность рекламораспространителя за нарушение требований п. 16 ст. 18.1 ФЗ "О рекламе": речь идет об обязательной пометке "реклама" и ссылке на сайт или страницу рекламодателя. 

Сохраняются и общие требования к содержанию рекламного сообщения, закрепленные законодательством о рекламе и о защите прав потребителей: информация должна быть полной, достоверной и нормально воспринимаемой потребителем. Если присутствует слишком мелкий шрифт, текст плохо читается, то такая информация признается отсутствующей (п.28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08 октября 2012 года № 58), а само рекламное сообщение — ненадлежащим. 

В целом нарушения в области распространения рекламы в Интернет наказываются административной ответственностью по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ: такие нарушения влекут за собой штрафы — для граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; для должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Гражданско-правовая ответственность предполагает обязанность рекламодателя и рекламораспространителя возместить ущерб, причиненный распространением рекламы, и ее объемы определяются судом. 

Уголовная ответственность наступает по общим основаниям: распространение порнографических рекламных сообщений, реклама запрещенных категорий товаров и аналогичные неспецифические для области рекламы нарушения. 

Прокомментировать
Комментарии
Редакция Oborot.ru
Редактор новостей, Oborot.ru
11/09/2023
Обсуждение материала:
Закон об учете интернет-рекламы: в чем суть, что изменилось за год, как отразится на интернет-магазинах
Закон о единой системе учета интернет-рекламы будоражит многих еще с прошлого лета. В последние дни мая и начале июня этого года произошли новые изменения в законодательстве, регулирующем рекламу в Интернете. Рассмотрим, что изменилось, что осталось прежним, а также поговорим о том, как все это отразится на бизнесе в Сети. >>>
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Читайте также
27/06/2022
Малый и средний бизнес режет расходы на рекламу в соцсетях. Часть компаний - до нуля
Ряд рекламодателей временно сокращают рекламные расходы на соцсети, так как им нужна живая аудитория, а охваты сильно упали. Среднесуточные охваты запрещенных соцсетей снизились в три раза с февраля по май,... Подробнее
09/06/2022
В ТОП-10 крупнейших рекламодателей вошли все большие российские маркетплейсы
Смотрим, сколько миллиардов и на что именно израсходовали экосистемы Сбера и "Яндекса", Ozon, Wildberries, "М.Видео", X5 и другие большие игроки. Что сразу бросается в глаза: у онлайн-рекламы главный конкурент - телевизор... Подробнее
08/06/2022
Хоть семена, хоть духи: "Яндекс" разрешил давать рекламу через товарную галерею в поисковой выдаче всем интернет-магазинам
Раньше это было доступно только торговцам электроникой, товарами для дома и ремонта, одеждой. Обещают конверсию почти на 20% выше обычного контекста и на треть меньше расходов. В подтверждение приводят кейсы крупных клиентов... Подробнее
Анна А.
PR-специалист, B2B-услуги (Маркетинг и продвижение, среднего размера компания)
30/05/2022
Кейс: как небольшому интернет-магазину увеличить доход от рекламы до 780 тысяч рублей при бюджете в 40 тысяч - обсуждение 3
Здравствуйте! Вы можете связаться с нами по почте: comeon@medianation.ru. Мы с Екатериной ждем вашего письма.
Форум Привлечение клиентов Эффективность рекламы
Илья А.
Руководитель направления международной логистики, Торговля (Онлайн-гипермаркет, мини-компания)
19/05/2022
Как вернуть деньги из ООО Гугл за рекламу? 7
Схема простая, если сума значительная, обратитесь к юристу, будете стороной по делу, ВАС включат в реестр кредиторов при рассмотрении дела о банкротстве, порядок выплат будет конкурсный управляющий определять. Если сумма не значительная - проще забить Свернуть
Схема простая, если сума значительная, обратитесь к юристу, будете стороной по делу, ВАС включат в реестр кредиторов при рассмотрении дела о банкротстве, порядок выплат будет конкурсный у Еще...
Форум Привлечение клиентов Эффективность рекламы