Доставка грузов "от двери до двери" из другой страны: из каких этапов состоит перевозка и как сократить транспортные расходы
Доставка грузов "от двери до двери" играет важную роль в современной логистике, давай возможность бизнесу импортировать товары из любой точки мира, находясь при этом в РФ. Оптимизация цепочек поставок в этом процессе имеет решающее значение для снижения расходов и повышения конкурентоспособности компаний.
Генеральный директор компании мультимодальной логистики Holding Finance Broker Татьяна Кулябина, рассказала о методах оптимизации доставки грузов "от двери до двери", которые позволяют сократить затраты на логистику и повысить эффективность всей поставочной цепочки.
Что такое доставка "от двери до двери". Короткая справка
Какой путь проходит груз от производства в другой стране до склада продавца в РФ. Основные этапы
В основном, импортные товары на сегодняшний день едут в Россию из Китая, поэтому будет рассматривать в качестве примера перевозку из этой страны. В целом же, пример актуален и в отношении других государств.
- Этап 1. Груз начинает свой путь на фабрике в Китае. При этом партия может находиться как на самой фабрике, так и на складе готовой продукции. Далее происходит транспортировка груза до порта для загрузки на судно, которая может осуществляться как автомобилем, так и по железной дороге или речным транспортом, в зависимости от расположения фабрики.
- Этап 2. После погрузки на судно, товар отправляется морским путем из порта в Китае в порт России. Данный этап может занять несколько недель в зависимости от расстояния и выбранного маршрута.
- Этап 3. По прибытии в порт в РФ груз проходит таможенное оформление, что может занять определенное время.
- Этап 4. После прохождения таможенного оформления груз доставляется до склада продавца, где он будет храниться до момента продажи и дальнейшей доставки покупателям.
Важно, что разгрузка судна и погрузка на транспорт, который доставит груз до покупателя, может находиться в разных частях порта, поэтому необходимо предусмотреть все возможные риски, связанные с погрузкой и разгрузкой товара.
Это общий путь, который может варьироваться в зависимости от конкретных условий и выбранных логистических операторов.
Оптимизация цепочек поставок, или как выбрать наиболее выгодный способ доставки грузов
Определение оптимального способа доставки зависит от различных факторов, таких как сроки, бюджет, объем и характеристики товаров, а также таможенные процедуры.
В 2023 году большую часть грузов, перевезенных нашей компанией, составляли сухопутные перевозки (около 80% общего объема, из которых 70% и железнодорожные). За ними следуют морские (примерно 15%), а на третьем месте — авиаперевозки, которые являются самыми затратными. При этом более 80% грузов доставляется мультимодальным методом, когда используется несколько способов доставки
Морские перевозки предпочтительны из-за своей низкой стоимости и широкого спектра возможностей. Они обеспечивают безопасность груза и имеют доступные тарифы. Этот способ доставки является наиболее популярным и часто используется для перемещения больших партий товаров (потребительские товары, техника, станки и другие). По сравнению с авиа- и железнодорожными перевозками морские являются самыми экономичными, но при этом самыми долгими.
Сухопутные перевозки (в основном, железнодорожные), используются для доставки грузов в отдаленные от морского побережья пункты, а также в случаях, когда доставка по железной дороге является более выгодной по сравнению с морской. Железные дороги чаще всего используются для перевозки цемента, металлопроката, строительных материалов, зерна и других сыпучих грузов, а также автомобилей и контейнеров с потребительскими товарами.
Если нет доступа к морским портам или железнодорожным станциям, используется автоперевозка. Хотя она обходится дороже, это компенсируется большей мобильностью и гибкостью транспорта.
Авиаперевозки являются наиболее быстрым, но и самым дорогим способом доставки. Они используются для срочных и ценных грузов, товаров, требующих быстрой доставки. Однако из-за высокой стоимости этот метод редко используется для больших партий товаров.
Морские перевозки: как выбрать оптимальные условия доставки и на что обратить внимание
Если мы говорим о поставках грузов из Китая, то морские перевозки присутствуют практически всегда. Эта самая сложная в плане вариаций часть перевозок — она содержит множество нюансов, которые важно знать, что не переплатить. Именно поэтому мы решили выделить морские перевозки в отдельный раздел.
Пример
Запрашиваемые цены на привоз партии могут отличаться значительно. И, к примеру, в одну цену может быть не включена растоможка или погрузка на борт/разгрузка/доставка до места погрузки и т.д, а в другую — наоборот. Многие ориентируются на цену, а потом переплачивают значительно за сопутствующие услуги.
Условия поставки унифицированы на международном уровне и называются INCOTERMS (Международные торговые условия) — они действуют с 1 января 2020 года. Выбор конкретного условия поставки определяет распределение ответственности между поставщиком и покупателем.
Различных условий морских поставок порядка десяти (представлены ниже на инфографике), однако самыми распространенными на практике являются EXW (Ex Works), FOB (Free On Board), CIF (Cost, Insurance, Freight).
- EXW означает, что покупатель сам забирает товар со фабрики или склада. При этом продавец несет минимальные обязанности и не занимается таможенной очисткой груза. Если продавец все же осуществляет погрузку товара, он делает это за счет и на риск покупателя. Чаще всего такие условия доставки применяются, когда товар закупается на небольшой фабрике и в небольших объемах.
- FOB означает, что продавец осуществляет погрузку на борт судна в порту отправления. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и c этого момента покупатель нeceт вce расходы и риски.
- CIF означает, что продавец несет ответственность за страхование и доставку товара до порта получателя. При этом он обязан обеспечить страхование только с минимальным покрытием, и покупатель может самостоятельно оформить дополнительное страхование за свой счет. Кроме того, по условиям CIF продавец выполняет все таможенные обязательства, связанные с вывозом товара, но не занимается таможенной очисткой в стране назначения и не уплачивает импортные пошлины.
Различные условия поставки в цепочке морских поставок
Как сократить расходы на доставку
Консолидация грузов, то есть объединение нескольких заказов от различных поставщиков в одну партию, может значительно снизить расходы на логистику. Это позволяет не только сократить транспортные издержки, но и уменьшить общую стоимость приобретаемых товаров. В реальной практике существует множество примеров, когда удалось сэкономить на бюджете транспортировки до 10% просто благодаря консолидации нескольких мелких грузов в один крупный.
Проанализируйте возможности оптимизации упаковки товара с целью уменьшения занимаемого пространства. Эффективная упаковка поможет не только уменьшить размеры груза, но и снизить общие транспортные расходы за счет уменьшения массы и габаритов.
Например, есть возможность осуществить вакуумную упаковку товара. В случае, если производитель не имеет необходимого оборудования для вакуумирования, эту услугу можно заказать у специализированных компаний. Стоимость вакуумной упаковки партии может составлять всего несколько тысяч рублей, при этом возможная экономия на доставке таких упакованных товаров может достигать десятков тысяч. Если вы перевозите хрупкий товар, можно использовать деревянную обрешетку с фанерной крышкой вместо тяжелого сплошного деревянного ящика, что приведет к уменьшению веса груза и стоимости упаковки.
Сборные перевозки: кому подойдут, какие преимущества и недостатки, что дадут в цифрах
... Подробнее