подписка
Подписаться
Антон Мордвинцев
основатель и генеральный директор, InPlat
23/05/2017

Будущее m-commerce: какие тренды ждут нас в ближайшие 5 лет?

Не стоит думать, что m-payments сегодня включает только оплату покупок в интернет-магазинах. Возможности современного смартфона для оплаты товаров и услуг огромны: это и так называемые proximity payments (когда мы оплачиваем что-то с помощью телефона в офлайновой точке продаж), и оплата с помощью смс, и возможность оплаты товаров и услуг (чаще услуг) через мобильный банк. Возможности m-payments в ближайшие пять лет будут только расти — вместе с количеством пользователей новых мобильных технологий оплаты.

Проблемы m-commerce в России

Довольно большой процент людей в России со скептицизмом относятся к m-commerce. Причин тут несколько.

Первая — ритейлеры в массе своей пока не слишком заботятся об удобстве пользователей мобильных устройств. Интерфейс интернет-магазина для мобильного устройства по-прежнему очень сильно отстает по удобству и функционалу от интерфейса для ПК. Вторая причина — ограниченная доступность связи: в удаленных территориях и небольших населенных пунктах качество мобильного интернета оставляет желать лучшего, а широкополосного доступа может просто не быть. Третья причина — это недоверие пользователей к безопасности мобильных платежей. Некоторые по-прежнему очень боятся вводить на мобильном телефоне платежные реквизиты своей карты, ведь стационарный компьютер сложнее украсть, чем маленький мобильный телефон вместе со всеми данными.

Банки, производители телефонов и разработчики приложений стараются решать эти проблемы, но недоверие к m-commerce какое-то время все-таки будет существовать — это факт. Впрочем, мобильная торговля станет развиваться все равно: несмотря на все препоны, процесс невозможно остановить, потому что это удобно.

Чего ждать от пользователей

Рынок уже в ближайшее время начнет осваивать новые тренды. Во-первых, это конвергенция офлайна и онлайна. Тут можно говорить и о росте proximity payments, и о развитии постаматов, и даже о совершенствовании процесса доставки и таргетинга рекламы: точная локация покупателя по мобильному телефону поможет курьеру определять место доставки без лишних звонков, а рекламодателям — находить своего целевого пользователя, исходя из места его пребывания.

Второй тренд — это усиление мультиэкранности. Да, сегодня наш смартфон умеет все, но мы тем не менее используем разные девайсы. По данным АКИТ за 2016 год, как минимум 37 % россиян для выхода в интернет пользуются смартфонами и еще 19 % делают это с помощью планшета. Пользователь может раздражаться, когда, к примеру, интернет-магазины не способны идентифицировать его, если он заходит к ним с разных устройств. А цепочка бывает всякой: например, посмотреть характеристики товара человек может на смартфоне, а совершить покупку – уже на большом экране планшета или ПК. Прошлогоднее исследование Criterio сообщает: 27 % пользователей очень расстраивает, что ритейлер не может их распознать с разных устройств. Вывод: надо переходить от device-focused-стратегий к people-focused.

Третья тенденция — количество покупок, совершенных с мобильных устройств, будет стремительно расти. Такой вывод легко сделать, анализируя поведение в интернете нынешней молодежи. В России, например, по данным АКИТ, 40 % людей в возрасте от 30 до 54 лет пользуются интернетом на смартфоне и 20 % — на планшете. Интересно, что в группе 16-29 лет таких уже 70 % и 35 % соответственно. Если предположить, что каждый из возрастной группы 16-29 лет будет совершать покупки в интернете с мобильного, то не исключено, что уже в ближайшее время до 70 % онлайн-покупок в России будет совершаться с помощью мобильных девайсов.

Четвертая тенденция  – мобильные версии сайтов, скорее всего, победят приложения. Вроде бы приложениями пользуются все. Но статистика свидетельствует о том, что чуть ли не 90 % времени пользователи проводят в двух-трех из них. И обычно это любимые соцсети и игры типа "лопни шарик", а вовсе не приложения онлайн-ритейлеров. Сегодня пользователь не хочет идти ни на какие компромиссы, а поэтому те магазины, у которых нет удобной и адаптированной под мобильные устройства версии сайта, потеряют очень много.

В ближайшей перспективе использование proximity payments будет расти, но не так стремительно, как m-commerce в целом: в пятилетней перспективе эксперты рынка ожидают увеличение пользователей технологии бесконтактных мобильных платежей в 4 раза, а вот мобильная торговля в долларовом эквиваленте должна вырасти более чем на 1000 %. Рост мобильных платежей неизбежно приведет и к перераспределению рекламных бюджетов в пользу мобильной рекламы: уже сейчас на рынке США прогнозируется 37%  рост бюджетов на мобильную рекламу в двухлетней перспективе.

А вот бесконтактные платежи могут сильно измениться: расплатиться за покупку уже сейчас можно умным браслетом или другим носимым устройством, для чего не нужен ни смартфон, ни банковская карта.

Если резюмировать, хочется сказать, что онлайн-ритейлерам пора уже наперегонки готовиться к мобильному будущему. Очень скоро смартфон сможет заменить продавца, кассу, банк и даже курьера.

Прокомментировать
Читайте также
Мария Комендантова
PR-партнер, LED agency (PR и Digital-агентство)
20/11/2017
Белый пиар в "Черную пятницу"
Как грамотно отработать негатив в соцсетях во время крупных распродаж... Подробнее
30/10/2017
Mail.Ru Group вложилась в Inplat
Платежным сервисом пользуются Ozon и "ВКонтакте"... Подробнее
23/05/2017
Бриллианты могут стать друзьями почтальонов
Гарантами при интернет-покупках ювелирных изделий могут стать операторы почтовой связи... Подробнее
23/05/2017
AliExpress продаст одежду через стримы
Представители площадки говорят, что конверсия в покупки в стримах оказалась в 3 раза выше обычной... Подробнее
03/09/2013
Бинго для m-commerce
Компания Goodwin, предлагающая сервис мобильного визуального шоппинга, оценена на старте в $3 млн. Инвестиции фонда Altair Capital составили не более 15% доли в акционерном капитале... Подробнее