подписка
Подписаться
30/12/2015

Михаил Рубин: "Основные игроки отрасли весь год проедали капитал"

Михаил Рубин: "Основные игроки отрасли весь год проедали капитал"

Продолжаем публиковать мнения игроков российского рынка ecommerce о том, каким был для них уходящий год и чего отрасли ждать в ближайшем будущем.

Первая часть: "Эра экономии".

Вторая часть "Правила игры меняются".

 

Генеральный директор Enter Михаил Рубин

Тренды-2015

Основные игроки в отрасли весь год продолжали жить в парадигме "тучных" лет, т.е. проедали капитал, у кого какой был – средства инвестора, банковские кредиты, деньги поставщиков. По-прежнему приобретали дорогой трафик и развивали затратную офлайн-инфраструктуру, как если бы впереди нас ждали все те же 40% ежегодного прироста, а инвесторы выстраивались в очередь.

Между тем рост в онлайне есть, но, во-первых, теперь он происходит за счет перераспределения трафика от офлайна, на фоне снижения потребления и доходов населения. Во-вторых, его недостаточно для загрузки существующих в отрасли мощностей. А главное – пропала иллюзия, что операционную неэффективность можно покрывать привлеченными под "наполеоновские планы" средствами.

Событие, провал и сделка года

Так уж получилось, что именно Enter оказался в уходящем году в центре внимания – сперва как провал года, потом как сделка года. Мы не просто на собственном примере испытали в действии последствия всех до единого "родимых пятен" ecommerce. Обнаружилась несостоятельность самого управленческого подхода и целой генерации менеджеров – его носителей. В некотором роде, это частный случай того, что происходит вообще с российским бизнесом, привыкшим жить при постоянном росте сверхдоходов и, как следствие, увеличении потребительского спроса.

В этих условиях навык управления эффективностью просто отмер в общенациональном масштабе за ненадобностью. Как только "нефтяной генератор" сломался, отряды опытных специалистов по освоению средств акционеров наводнили рынок в поисках свежих бюджетов. 

Переход контроля в Enter к Олегу Малису – это не только неоспоримая сделка года в отрасли, но и большая удача для компании, позволившая выиграть драгоценное время. Мы  вошли в свой кризис с опережением и начали радикальную перестройку бизнес-модели на ходу. Ее плоды еще предстоит увидеть, поэтому вряд ли это можно назвать состоявшимся событием, скорее заделом на будущее. Однако за неимением более убедительного…

Главное достижение компании в 2015

Главное достижение – мы выстояли. Нежизнеспособная бизнес-модель, одномоментное бегство ключевых сотрудниковвал исков – вряд ли кто-то на рынке еще в середине года мог себе представить, что Enter выживет. Что в итоге? Да, значительное сокращение выручки, но в части заведомо генерирующей убытки. Сегодняшний оборот – это объективный, без ухищрений, индикатор отдачи от инвестиций в Enter в объеме $300 млн, хотя здесь есть и вклад стрессовых для рынка и компании условий. Зато в активе – сокращение суммарных затрат в 6 раз, только дешевый трафик, новая команда, ориентированная на эффективность.

Внешняя кредиторская задолженность сократилась в полтора раза, большая часть оставшейся реструктурирована. Практически полный отказ от собственных магазинов и формирование за счет партнеров крупнейшей общенациональной сети пунктов выдачи заказа. Постепенный отказ от собственной логистической платформы, делающей уровень постоянных издержек неподъемным, в пользу услуг от профессиональных операторов. Снижение оборачиваемости до минимальных показателей при максимальном использовании ассортимента поставщика.

Короче говоря, мы вычленили свои основные компетенции – ИТ, маркетинг, клиентский сервис – и просто сфокусировались на них, укрепили их кадрами. Эта "облегченная" модель – интегратора цепочки поставок – для России пока уникальна. Как следствие, Enter сегодня – это, без преувеличения, наиболее эффективная универсальная платформа ecommerce в России и единственный действительно онлайн-оператор (а не розничный гибрид за веб-фасадом).

Главный урок года

Не пытаться скрещивать онлайн-ежа с офлайн-ужом

Планы на 2016 год

Выйти на безубыточность по каждой из категорий ассортиментной матрицы. Продолжить рассчитываться по долгам, которые создавали не мы. В течение года ожидаем массовой оптимизации маркетинговых бюджетов и рассчитываем оказаться среди бенефициаров перераспределения "дорогого" трафика. Ожидаем увеличения на рынке объема свободных логистических мощностей, как складских, так и провозной емкости, так что продолжим следовать линии на аутсорсинг всех элементов цепочки поставок. Ну и, скажем осторожно, продолжим работать над воплощением в жизнь ряда потенциальных стратегических партнерств.

Прокомментировать
Читайте также
30/12/2015
InSales выкупила конкурирующий сервис Torgg.com
Платформа для ИМ InSales приобрела своего конкурента Torgg.com. Сделка была закрыта в начале декабря 2015 года... Подробнее
30/12/2015
"Яндекс.Касса" подключит российским ИМ платежи из Беларуси
Сервис рассчитывает, что это позволит интернет-магазинам, работающим с "Яндекс.Кассой", в 2-3 раза увеличить число покупателей из Беларуси... Подробнее
30/12/2015
"Юлмарт" рискнул открыть новый travel-проект
Подробности о кобрендинговом проекте с крупным онлайн-трэвел агентством "Синдбад"... Подробнее
tdslava
05/12/2015
глобализация в российской интернет-торговле - Яндекс-Маркет и Авито-Маркет хотят захватить рынок! 5
anstrem:

В США или Китае уже закрылись все интернет-магазины среднего класса ?


В Китае - таки-да. Площадки алибабы сожрали всю мелочевку. Но там поисковик отделен от торговых площадок, их не индексирует и в выдачу товары не выдает. Свернуть
anstrem: В США или Китае уже закрылись все интернет-магазины среднего класса ? В Китае - таки-да. Площадки алибабы сожрали всю мелочевку. Но там поисковик отделен от торговых площадок, Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции
11/11/2014
"Яндекс.Деньги" открыли Беларусь для российских ИМ?
Оплата трансграничных покупок через "Кассу" "Яндекс.Денег" теперь доступна и для жителей Беларуси. Для российских интернет-магазинов это означает прямой доступ к белорусскому рынку... Подробнее