Как потерять миллиард
Венчурные инвестиции – всегда очень рисковое дело, и 90% из них – провальные. Подтверждение тому – очередная история расцвета и заката компании Fab.com – интернет-магазина дизайнерской мебели и аксессуаров, которая привлекла $330 млн инвестиций, в 2013 г. оценивалась в $1млрд, а в итоге была продана всего за $15 млн американскому производителю PCH International.
Как говорится в сообщении покупателя, PCH планирует использовать Fab в качестве "канала сбыта изделий". При этом в проекте останутся лишь около 35 сотрудников Fab. "Мы рады объявить о приобретении Fab. Мы любим бренд, качество обслуживания клиентов, а также акцент на престижных товарах", – заявил основатель и генеральный директор PCH Лиам Кейси. Хотя сумма сделки и не оглашается, близкие к ней источники называют именно жалкие $15 млн, а не сумму с девятью нулями, в которую ранее оценивался бизнес.
Fab.com позиционировала себе как абсолютного лидера и профессионала в своей области, отличительной особенностью был уникальный подход к самой идее продаж. Например, в одном только 2012 году компания потратила на свой маркетинг порядка $40 млн. Эта сумма составляла порядка 35% от всей выручки компании. В 2013 году на рекламу и PR было потрачено немногим меньше – $30 млн.
Генеральный директор компании Джейсон Голдберг (Jason Goldberg) считал, что его компания, являясь одним из рупоров дизайна и интерьера, должна строго соответствовать заявленному уровню. Поэтому в компании существовал, например, строгий запрет на висящую на стульях одежду: пиджаки, кофты и прочие предметы одежды. Также был введен запрет на посторонние запахи.
Интересно, что Fab.сom начал свою деятельность совсем не с торговли мебелью. До 2011 года он был известен как сайт знакомств для геев. Потом Голдберг решил сменить тематику, привлек инвестиции и стал одним из популярных продавцов модных аксессуаров, одежды, а также товаров для дома и предметов интерьера.
В свое время "фишкой" Fab стал запуск еженедельных тематических интернет-магазинов (Weekly Specialty Shops). Каждый из них работал один день в неделю и продавал товары определенной категории – продукты питания, модную одежду, стилизованные украшения и т.п. Это позволило Fab.com быстро увеличить ассортимент до 10 тыс. наименований.
Инвесторами выступили топовые международные фонды, среди которых Tencent, Andreessen Horowitz и VTB Capital Investment Management. Но уже к концу 2013 г. компания уволила 450 из 750 своих сотрудников и начала торговать обычной мебелью вместо дизайнерских вещей. И вот на днях Голдберг выручил "копейки" за свое детище.
Кстати, подобное развитие событий становится для бывшего владельца тенденцией. Это не первый случай, когда он привлекает огромнейшие инвестиции, расширяет компанию, а потом продает за гроши. Первой ласточкой был Jobster – сайт для поиска сотрудников и вакансий.
По иронии судьбы сам Голдберг не вышел из мебельного бизнеса. Сейчас он развивает стартап Hem.сom, специализирующийся именно на разработке и продаже необычных и интересных товаров для дома. C cобой он позвал около 100 бывших сотрудников Fab.com.
А развивает стартап за деньги, полученные от продажи своей компании. "Очень приятно, что Fab нашел себе место в PCH. Компания международного класса отвечает высоким требованиям в бренде, дизайне и пользовательском опыте. PCH является идеальным домом для Fab", – написал Голдберг в своем блоге.
Только, скорее всего, инвесторы, которые вложили в стартап в свое время $330 млн, не очень рады. Интересно, удастся ли в третий раз "гробовщику" Голдбергу развести на деньги фонды, после того как он дважды продавал "за копейки" компании, накачанные инвестициями?
Особенно, если ваш бизнес в следующих сегментах: легкая промышленность, инжиниринг, импортозамещающее производство, индустриальные парки, ЖКХ, несырьевой экспорт, авто, фармацевтика, сельское хозяйство, текстильная промышленность.
Российское Технологическое Общество.
8-495-772-87-52
ppp@rusto.su Свернуть