Приодеться на $130 млн: Lamoda привлекла крупнейшие инвестиции в российской e-commerce
Крупный российский онлайн-продавец одежды – Lamoda – на днях получил самые значительные инвестиции в истории российской e-commerce – $130 млн., сообщают ″Ведомости″. В Lamoda вложились знаменитая инвестиционная компания Access Industries Леонарда Блаватника, американская компания Summit Partners и германская группа Tengelmann. Более крупного вложения российский интернет-бизнес пока не знал.
Как Oborot.ru отмечал, подводя итоги 2012 г., рынок одежды и обуви является одним из самых перспективных в Рунете. Прежде Lamoda уже не раз привлекала инвестиции. И всякий раз эксперты именовали их "самыми крупными в Рунете". Как мы видим, это был еще не предел.
С момента создания Lamoda в 2010 году, это уже третий крупный инвестиционный раунд. €10 млн вложила группа PPR, владелец люксовых брендов Gucci, Yves Saint Laurent и спортивных Puma и Volcom.
От $40 млн. до $80 млн. (точные данные не разглашались) было вложено инвестиционным подразделением JPMorgan Chase & Co. Доли в проекте покупали также фонды AB Kinnevik, Holtzbrinck Ventures и Tengelmann Group.
Соучредитель и гендиректор Lamoda Нильс Тонзен говорит, что инвестиции пойдут на расширение ассортимента, развитие технологий управления складскими запасами, развитие складской инфраструктуры и логистики. На склады и логистику, по его словам, обычно уходит до 80% капиталовложений в интернет-торговлю. В планы Lamoda входит расширение присутствия в российских мегаполисах (в них планируется начать доставлять на следующий день после заказа). Также компания рассчитывает выйти на рынки стран СНГ, в первую очередь – Украины и Беларуси.
По мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Сергея Румянцева, интернет-ритейл не может быть дешевым удовольствием, если отстраивать собственную логистику в регионах и за пределами России, например в странах СНГ. ″ Кроме денег сотрудничество с такими маститыми инвесторами, как Tengelmann, дает отличную экспертизу, которую ритейлеры могут использовать в своем развитии и при построении собственного бренда″, – отмечает Румянцев.
Сейчас компания Lamoda управляет собственным складом площадью 20 000 м 2 в подмосковном Быкове и службой доставки из 300 курьеров, которые привозят заказ на следующий день в десяти регионах России и Казахстана. Lamoda продает около 1 млн. наименований товаров — одежды, обуви и аксессуаров, это продукция 800 брендов. Нильс Тонзен считает, что привлеченные средства помогут Lamoda укрепить лидирующие позиции на рынке интернет-коммерции в России и СНГ. ″Наша цель — создать лучший на рынке покупательский сервис″, – говорит он.
Сегмент "Одежда и обувь" достаточно консолидирован: в 2012 году, согласно исследованию InSales, на долю крупных игроков приходилось почти 2/3 всего оборота в fashion-сегменте. А значит, компании, которые сейчас активно развиваются, имеют шансы на доминирующие положение на рынке в будущем. Но есть подводные камни, о некоторых из них корреспонденту Oborot.ru рассказал Виталий Панарин (Otto Group).
"Если верить информации, которая ходит по рынку, многие инвестиционные проекты убыточны, и неизвестно, когда планируется достижение хотя бы точки безубыточности. Таким образом, о возврате инвестиций пока говорить рано. Во многом это связано с ростом расходов на онлайн-маркетинг из-за усиливающейся конкуренции. Серьезных вложений требуют склады и логистика. Часть проектов, запущенных после 2009 в нашем сегменте, уже закрылась, не оправдав надежд инвесторов," – предостерег Панарин..
По мнению Панарина, сегодняшний рост продаж в сегменте обусловлен подключением новых и новых интернет-пользователей в регионах. У большинства крупных игроков доля продаж вне Москвы и Санкт Петербурга уже перешагнула порог в 50%. Поэтому усилия следует направить на расширение региональных отделений e-commerce, говорит
представитель Otto Group.
Надо отметить, что огромные инвестиции еще не гарантируют достижения лидерских позиций на рынке: у большого бизнеса и убытки могут оказаться большими. К слову Lamoda, отчитываясь о полученных инвестициях, как правило, скромно умалчивает о таких коммерческих показателях, как количество заказов, стоимость привлеченного клиента, чистая прибыль ит.п. Так что вопрос, когда окупятся вложенные инвестиции, остается все таким же интригующим.
Исполнительный директор KupiVIP Мирослав Зубачевский проанализировал для Oborot.ru возможность и сроки окупаемости инвестиций в онлайн-продажах одежды и обуви:
Инвестиции здесь идут на три главные вещи, в порядке приоритета: развитие инфраструктуры (в особенности, внутрискладская логистика, процессы, ERP), маркетинг и доставка. Текущий рынок, к слову, требует включиться в демпинговую борьбу и инвестировать в бесплатную доставку, которая становится ещё дороже при улучшении сервиса и увеличении числа отмененных заказов, как следствие лучшего сервиса.
Насколько быстро окупаются инвестиции? Это напрямую зависит от маржинальности продукта. В одежде маржинальность значительно выше, чем на рынке, например, электроники. Но она серьёзно отличается в зависимости от сегмента: low-cost, middle, premium и luxury. Думаю, для каждой компании она будет разная. В любом случае, в России вывод инвестиций – дело небыстрое, особенно, если вы строите огромную машину.
Потолок роста в этом сегменте существует, что показывают рынки Европы, раньше включившиеся в гонку. Но ёмкость российского рынка крайне высока, и темпы роста останутся прежними ещё как минимум 5 лет. Рынок растет не только из-за огромного притока новых покупателей, но и из-за улучшения сервиса, которые уже позволяет стимулировать не 2-3, а 5-6 повторных покупок в год.
Инвестиции в e-commerce: ставки растут
Как мы отмечали в феврале этого года, инвестиции в e-commerce находятся на втором месте в России после медийных и игровых проектов. Большинство сделок (45%) заключаются на суммы от $500 тыс. и выше. C 2012 года размер вложений, в том числе иностранных, значительно вырос. Кроме Lamoda, в последнее время крупные инвестиции получили:
- KupiVIP – онлайн-продавец брендовой одежды и обуви – $55 млн;
- Avito Holding – владелец интернет-доски объявлений Avito – $50 млн;
- "Все инструменты", онлайн-гипермаркет – $30 млн в 2012 году, до 2015 сумма вложений должна вырасти до $100 млн;
- Mebelrama.ru, интернет-магазин мебели и товаров для дома – $10 млн ;
- Oktogo.ru, сервис онлайн-бронирования отелей – $10 мл$;
- Onetwotrip, онлайн-сервис бронирования авиабилетов – $10 млн;
- Delivery Club, российский агрегатор онлайн-заказов готовой еды и продуктов питания – $4 млн.
Досье Oborot.ru:
Проект Lamoda, торгующей одеждой, обувью, аксессуарами, товарами для дома и косметикой, запущен в декабре 2010 году немецким инкубатором стартапов Rocket Internet. Основали его Доминик Пикер, Флориан Янсен, Буркхард Биндер и Нильс Тонзен. На сегодняшний день, по оценкам Infoline, компания занимает 2-е место по выручке среди онлайн-ритейлеров одежды, уступая только Wildberries.
Уже сейчас есть Питерский АСЦ. Еще несколько строятся.
Реально пока еще ничего не строится. На уровне передачи и оформления земли. А может, и строить в таком виде(8 АСЦ по стране по 3-4 млрд.руб.) не надо.
Поскольку по факту такие зональные АСЦ на 5-10 регионов и становятся "бутылочным горлышком"(на примере Московского АСЦ), ухудшая сроки пересылки почты. Вообще, начальная концепция сети АСЦ образца 2005 года, то, как это реализовано на сегодня в Московском и Питерском АСЦ, и то, что планируется, вроде бы, в новой Стратегии Почты - разные вещи.
Экономическая эффективность таких АСЦ - вообще отдельный вопрос.
А по тарифам, на мой взгляд, лучше принять "нулевой вариант" - заморозить на з года, к примеру. Свернуть