За счет чего "Яндекс" рассчитывает стать безусловным лидером и в доставке, и среди маркетплейсов
По итогам первого квартала выручка сервиса "Яндекс.Доставка" достигла 5% от всего оборота группы "Яндекс.Такси", составив около 1,3 млрд руб. В связи со стремительным ростом и развитием сервиса его выделили в отдельный бизнес-юнит внутри направления ecommerce и ridetech Яндекса. Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал глава бизнес-группы "Яндекса" (направления ridetech и ecommerce) Даниил Шулейко. В целом, компания видит рост и развитие логистического направления и делает на него ставку.
Руководителем нового бизнес-юнита Доставки стал Роман Морозов, один из первых сотрудников Яндекс.Такси. Раньше Морозов отвечал за международные запуски, b2b-направление и крупные сделки.
Уже сейчас у "Яндекс.Доставки" 17 тысяч корпоративных клиентов. Это и крупные ритейлеры ("Детский мир", "ВкусВилл", Ozon и др.), и предприниматели с небольшим бизнесом – продавцы одежды, handmade-мыла, цветов, тортов и пирожных, фермерских продуктов. В мае у сервис доставил клиентам 5,6 млн заказов.
Очень быстро растет спрос на услугу "Доставка по клику". О ней Оборот.ру рассказывал уже не раз: покупатель получает свой заказ через 15 минут после того, как нажимает на кнопку "Вызвать курьера". А механизм услуги прост: ночью товар доставляют в город назначения на мини-склад, после этого в приложении у заказчика появляется кнопка вызова курьера. Когда он ее нажимает, водитель Яндекс.Go забирает товар со склада и привозит покупателю в выбранное им время.
Ранее роль мини-складов выполняли дарксторы Яндекс.Лавки. Сейчас Яндекс.Доставка подключила пункты выдачи Яндекс.Маркета к этой услуге. Общее число пунктов увеличилось в 1,5 раза, существенно расширилась география доставки. Услуга появилась в новых городах: Ростове-на-Дону, Волгограде, Воронеже, Самаре, Уфе и Краснодаре (со старта была в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде).
Сейчас "Доставка по клику" работает только для покупок с Яндекс.Маркета, но в будущем будет доступна покупателям других онлайн-площадок. Компания собирается расширить сервис для всего рынка, в том числе для внешних бизнесов. Это открывает большие возможности для ритейлеров: после тестового периода на Маркете они смогут подключиться к "Доставке по клику".
Один из главных барьеров на пути стремительного развития ecommerce, по мнению Даниила Шулейко, – недостаток инфраструктурных мощностей и пока не сильно развитая цепочка логистики.
"Мы хотим, чтобы производители товаров из регионов смогли расширить географию своих продаж. То есть, чтобы любой товар из, условно, Саратова мог попасть в любой другой город. Это невозможно сделать без нормальной логистики. Сейчас у нас уже открыто 45 сортировочных центров и 4 крупных склада, и их число будет расти. Всего к концу года откроем около 400-500 тыс. кв. м складских мощностей, это очень быстрый для рынка темп наращивания инфраструктуры", – рассказал о планах Яндекса топ-менеджер.
В первом квартале GMV всего сегмента ecommerce (маркетплейс, Яндекс.Лавка и доставка продуктов из Яндекс.Еды) достиг 25 млрд рублей. По словам Даниила Шулейко, сегмент вырос почти на 200% за январь-март – а это уже почти половина от всего оборота за 2020 год. В апреле-мае, несмотря на высокую базу прошлого года, также удалось сохранить темпы роста, и они измеряются трехзначными цифрами.
"Скорость принятия решений – сейчас самое главное. Нам хочется двигаться быстрее, и хочется верить, что результаты уже видны. В ecommerce особенно важна именно скорость движения, потому что на самом деле никто не знает, какую форму рынок приобретет через 5 лет", – признался Шулейко.
Также рассказал глава бизнес-группы Яндекса о ближайших планах Яндекс.Маркета в отношении покупателей:
1. Будет развиваться экспресс-доставка (за час) цветов, сервис запущен в июне.
2. В ближайшее время будет запущена доставка лекарств из аптек – сначала в Москве, потом сервис масштабируется.
3. Маркетплейс выходит в категорию одежды, обуви и аксессуаров. Сделка с приобретением KupiVIP пока находится на одобрении в ФАС.
4. Большое внимание планируется уделять развитию экспресс-доставки, расширять ассортимент товаров, для которых доставка за 1-2 часа доступна.
Но, как уточняет Даниил Шулейко, основной фокус Яндекс.Маркет хочет сделать на работу с продавцами. И чтобы поддержать развитие их продаж на "Яндекс.Маркете", бизнес-группа создает для них новые инструменты.
"Например, в мае внедрили рекламу с оплатой за фактический результат –за доставленный заказ. Это решение избавляет партнера от необходимости высчитывать, эффективна ли реклама. Дали продавцам доступ к расширенной аналитике о продажах и покупателях – они давно это просили. Это стало возможным благодаря интеграции с "Яндекс.Метрикой", счетчик теперь есть на странице каждого магазина на платформе.
Вместе с "Яндекс.Директом" запустили бонусную программу для продавцов. Возвращаем им бонусами до 100% затрат на рекламу их товаров и страниц на маркетплейсе. Здесь мы видим классную синергию с бизнес-группой, которую возглавляет Андрей Стыскин. В общем, сила "Яндекс.Маркета" в экосистеме "Яндекса". Благодаря этому у продавцов есть доступ к "доставке по клику", экспресс-доставке с помощью "Яндекс.Доставки", программе лояльности Яндекс Плюс", – резюмирует Даниил Шулейко.
Специальный оператор Алиэкспресс осуществляет доставку для продавцов, насколько я понял оператор почти полностью виртуальный, за исключением офиса и склада в Москве, для доставки используются другие перевозчики, в основном КСЭ, а также PickPoint, 5Post, DPD, почта РФ.
Из плюсов - очень вкусные фиксированные тарифы на доставку.
Сразу начну с озвучивания проблем:
1. Обратная связь
2. Возвраты
Данные пункты отстутвуют как класс, т.е. если по каким-то причинам посылка недоставлена, то товар вы больше не увидите и добиться где он и когда возвращен и нереально.
У нас есть несколько заказов, которые перевозчик отказался доставлять покупатею, сославшись на то что автомобильная краска это опасный груз, при этом этот же перевозчик 95% аналогичных заказов доставил без проблем. Но и нам груз не был возвращен, неоднократно создавались тикеты и жалобы на утерю с просьбами вернуть товар. Ответ стандартный : "ждите туда/ ждите сюда, груз не утерян, груз в пути, груз вернется, но через 50 дней, создайте тикет через 50 дней", прошло уже более 50 дней, груз не возвращен. Пишут про какие-то регионы, мы сами запросили информацию у доставщиков, по факту груз из нашего региона и не уезжал, как лежал в DPD в санкт петербурге, так и лежит, уже 3 месяца. Надежды нет никакой на возврат, в отчетах руководству пришлось рисовать убытки и сидеть без премий. Признавать что возврата не будет и вернуть компенсацию стоимости товара тоже не хотят, в итоге страдает продавец, страдает рейтинг на Алиэкспресс, страдает покупатель, а Цайняо и Алиэкспресс якобы не при чем. Свернуть
Валерий А. ИП, Селлер (продажи преимущественно через маркетплейсы) (Авто, мини-компания) |
"05-07-2021" - день - месяц - год