"Яндекс.Маркет" обвинили в торговле "серыми" часами
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась с жалобой на интернет-магазины в "Яндекс.Маркете", которые продают (по мнению ассоциации) нелегально ввезенные часы Apple Watch. Официальный старт продаж продукта в России запланирован на этой неделе, право торговать "яблочными" смарт-часами имеют всего 20 магазинов в стране, в том числе и входящие в АКИТ "М.Видео", "Связной" и Re:Store. Появление серого товара в "Яндекс.Маркете" может негативно сказаться на их прибылях.
В связи с заявлением АКИТ Федеральная таможенная служба (ФТС) начала проверку законности продажи Apple Watch интернет-магазинами, ссылки на которые появились в выдаче "Яндекс.Маркета". В обращении, направленном непосредственно руководителю ФТС Андрею Бельянинову, отмечается, что компания Apple официально пока не начинала продажу смарт-часов в России, а их, тем не менее, можно заказать непосредственно через агрегатор, минуя сайт продавца. "Это означает, что "Яндекс" получает доход от реализации товаров, ввезенных с нарушением Таможенного законодательства РФ",— сказано в письме. Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов отметил, что нарушена статья 1487 Гражданского кодекса РФ, запрещающая ввоз и продажа товаров на территории страны без согласия правообладателя. "Товарный знак Apple внесен в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности", – пояснил он.
В "Яндексе" в ответ на претензии АКИТ отвечают, что агрегаторы только лишь рекламируют предложения интернет-магазинов. "Некоторые агрегаторы дают покупателям возможность оформить заказ на товар без перехода на сайт магазина, но это не делает агрегатор участником купли-продажи", – объяснила представитель "Яндекса" Ася Мелкумова. Она настаивает на законности действий агрегатора: "Рекламодатели, размещающие рекламу Apple Watch на "Яндекс.Маркете", предоставили данные, что Apple Inc. еще в марте оформила все необходимые документы для продажи устройства Apple Watch на территории РФ, о чем есть сведения в реестре сертификатов соответствия Таможенного союза".
Некоторые юристы также не считают претензии АКИТ обоснованными, поскольку сам "Яндекс.Маркет" ничего не продает, в Россию не ввозит и в оборот не выпускает. "Что касается магазинов, то в отношении них, в зависимости от конкретных обстоятельств, может ставиться вопрос о незаконном ввозе товаров на территорию страны без согласия правообладателя", – пояснил партнер юридической фирмы "Кульков, Колотилов и партнеры" Олег Колотилов.
Смарт-часы от Apple разлетаются во всем мире, как горячие пирожки. По данным Strategy Analytics, во втором квартале компания заняла 75,5% рынка, продав 4 млн Apple Watch. Россия попала в четвертую волну поставок продукта, и, как считает представитель "Связного" Мария Заикина, "яблочные" часы должны подстегнуть весь сегмент носимой электроники в стране. По ее мнению, в 2015 году может быть трехзначный рост по сравнению с 2014, когда было продано около 250 тыс. смарт-часов.
Заикина также отмечает, что электроника от "серых" игроков не дает покупателям ни большого ценового преимущества (стоимость Apple Watch у официальных дистрибуторов будет от 23,99 тыс. руб., а на "Яндекс.Маркете" она начинается от 21,7 тыс. руб.), ни гарантии качественного сервисного обслуживания.
И пофиг, если 10 из этих 10 дней выпадут на выходные и даже банки в эти дни работать не будут. Или там будут 1-2 дня.
Если весь срок пришелся на выходные дни, то срок продлевается на 1-ый рабочий день после праздников Свернуть