Walmart и Amazon получили в Индии от ворот поворот
С 1 февраля 2019 года в Индии вступят в силу новые законы об иностранных инвестициях и электронной торговле. Они больно ударят по американским гигантам Walmart и Amazon, вложившим немалые средства в покорение индийского рынка. Да и в целом зарубежным ритейлерам придется проститься с видами на этот стремительно развивающийся рынок.
Три кита новой политики индийского правительства:
- Запрет на эксклюзивные продажи товаров с одной площадки;
- Приравнивание торговли частных лиц на онлайн-платформе к инвестициям в иностранные предприятия, то есть, фактически запрет на них;
- Ограничения на скидки и возврат средств.
Amazon уже вложил в свой индийский бизнес $5 млрд и планировал дальнейшие инвестиции. Walmart потратил $15 млрд на приобретение индийского маркетплейса Flipkart. Обе корпорации работали с брендами, являясь эксклюзивными дистрибуторами тех или иных товаров. Но по новым правилам, бренд не будет иметь права продавать свыше 25% своей продукции с одной площадки.
Amazon на эксклюзивных основаниях сотрудничал в Индии с Xiaomi, однако у производителя есть и собственный интернет-магазин Mi.com, на котором тоже продаются эксклюзивные модели. Непонятно, что теперь китайской компании делать и как делить продажи.
Согласно постановлению индийского правительства от 2016 года, иностранные компании не могут владеть производственными мощностями на территории страны. Из-за этого Amazon создал несколько совместных с индийскими владельцами предприятий, а теперь они все равно попали под закон об иностранных инвестициях. Фактически корпорация лишится преимуществ, полученных за счет Cloudtail India (СП Amazon 49% и Catamaran Ventures 51%) и Appario Retail (в партнерстве с Patni Group), на долю которых приходится свыше 25% продаж Amazon в Индии.
Разумеется и Amazon, и Walmart-Flipkart будут искать альтернативные пути развития бизнеса. Но ограничения на скидки и возврат средств могут серьезно повлиять на привлекательность онлайн-торговли.
По мнению индийского правительства и мелкого бизнеса, нововведения уравняют шансы крупных компаний и мелких продавцов и позволят малому бизнесу адаптироваться в цифровом пространстве. Такого мнения придерживается, в частности, генеральный директор Snapdeal Кунал Бал, ведь его компания тоже не выдержала конкуренции с гигантами.
Однако есть и другое мнение: новые законы фактически уничтожат существующие в электронной коммерции бизнес-модели. "Это убьет конкуренцию, и онлайн-ритейлерам будет нечего дифференцировать", – считает партнер KPMG Амарджит Сингх.