7 главных ecommerce-трендов на следующий год
Российский рынок интернет-коммерции в 2018 году составил 1, 292 трлн рублей. По прогнозам банка Morgan Stanley, к 2023 году эта цифра увеличится в 2,5 раза. В непростых экономических условиях современной России вряд ли какая-то другая сфера может похвастаться такими бурными темпами роста.
А согласно исследованиям eMarketer, розничные продажи мировой электронной торговли к 2020 году достигнут 4 трлн долларов.
Давайте посмотрим, на что делают ставки ключевые игроки рынка и какие тренды определят развитие отрасли в следующем году.
-
Безупречная логистика и сокращение сроков доставки
Мировой лидер здесь – американский Amazon. В отчете компании за 2018 год указано, что самая быстрая доставка года была сделана за 8 минут.
Это звучит как что-то из области научной фантастики. Но посмотрите: в борьбе за лояльность покупателей онлайн-магазины во всех странах сокращают сроки доставки. России одна из самых развитых систем логистики у Ozon, который делает доставку на следующий день для 40% покупателей. Для масштабов нашей страны – впечатляющий результат.
-
Мобильные продажи
Доля заказов через мобильные устройства еще не достигла своего максимума – ни в мире, ни в России. По данным eSolutions, в России в 2018 году доля покупок, совершенных с помощью мобильных устройств, составила 42,6% (из них 37,2% — со смартфонов, 5,5% — с планшетов).
-
Технологии дополненной реальности
Они неизбежно идут вслед за бумом мобильных продаж. Сегодня с помощью специальных приложений покупатели онлайн-магазинов могут посмотреть, как в их гостиную впишется мебельный гарнитур или, к примеру, какие часы будут лучше смотреться на руке. В следующем году AR-технологии будут становиться все изощреннее, но, возможно, начнут терять WOW-эффект.
-
Использование Big Data
Накопление и анализ данных о потребителях — мощный инструмент для увеличения продаж. Отслеживая поведение пользователей в сети, ритейлеры получают возможность делать своим покупателям точные предложения, которые с большой вероятностью будут интересны конкретному человеку. Крупные интернет-магазины накопили уже большой объем данных о своих клиентах. Теперь вопрос в том, кто быстрее научится их эффективно использовать – это даст заметные конкурентные преимущества.
-
Взаимодействие с клиентом в режиме реального времени, искусственный интеллект и тотальная автоматизация
Времена, когда служба поддержки онлайн магазина могла по несколько дней не отвечать на запрос клиента, безвозвратно уходят. Теперь помощь и консультирование клиентов онлайн-ритейлеры все чаще доверяют чат-ботам. Они работают круглосуточно и мгновенно ориентируются в больших объемах информации о товарах и услугах.
Внутренние процессы ритейлеров также переходят на тотальную автоматизацию. Если раньше для взаимодействия с поставщиками и отслеживания товаров на складах требовались целые отделы сотрудников, сейчас вся информация синхронизируется в одной базе, для обслуживания которой достаточно нескольких узких специалистов. Автоматизация всего, что возможно автоматизировать, – важнейший тренд нашего времени.
-
Social commerce и user generated content
Онлайн-магазины давно используют контент в соцсетях для привлечения лояльной аудитории. По статистике, 82% покупателей лучше относятся к компании, когда следят за ее медиаресурсами. Но это только начало. В последние годы онлайн-продажи все чаще срастаются с соцсетями.
С одной стороны, социальные сети прикручивают новые и новые фишки для продаж.
Facebook уже сейчас тестирует продажи через Live Video и возможность обрабатывать платежи прямо в Facebook Messenger. Сразу несколько ecommerce-функций за последние два года протестировал Instagram – в том числе шопинг-тэги, Promote Ads, встроенные платежи и даже отдельное мобильное приложение для покупок. Российский рынок не отстает: совместное предприятие Alibaba и Mail.ru Group планирует активно добавлять интрументы для онлайн-продаж в соцсеть "ВКонтакте".
С другой стороны, онлайн-ритейлеры и маркетплейсы учатся использовать user generated content. Началось все с отзывов, но ими не ограничилось. Например Яндекс.Маркет недавно запустил контентный проект "Журнал Маркета". В его рамках пользователи могут писать обзоры, советы, статьи о товарах и о том, как их выбирать.
-
Сотрудничество с кэшбэк-сервисами и партнерскими сетями
До сих пор одна из важных причин, по которой потребители выбирают онлайн-покупки — низкие цены. Кроме того, покупая в интернете, пользователи получают много дополнительных инструментов для экономии — купоны, промокоды, специальные акции.
Популярным способом экономить на покупках остается кэшбэк. Для онлайн-магазинов пользователи кэшбэк-сервисов — желанная лояльная аудитория, поэтому они охотно предоставляют особые условия для этой категории покупателей.
От экономии – к удобству
Раньше в интернет-магазины ходили в первую очередь в надежде купить подешевле. Сейчас к соображениям экономии добавляются и постепенно выходят на первый план удобство, позитивный опыт пользователя, пресловутый "маркетинг впечатлений". Делать шопинг максимально комфортным и приятным – это главный способ приобрести и удержать аудиторию.
То, что еще вчера показывали в фантастических фильмах, сегодня становится реальностью интернет-покупателей. Эта гонка гораздо масштабнее и прогрессивнее любой транснациональной борьбы. Здесь выигрывает не тот, на чьей стороне сила. Впереди окажется тот, кто предвидит и воплотит желание покупателя до того, как он подумает об этом сам.
*Facebook / Instagram признаны экстремистскими организациями на территории РФ.