Владелец "Утконоса" приблизился к покупке "Ленты"
Владелец интернет-ритейлера "Утконос" Алексей Мордашов планирует в течении ближайших недель завершить сделку по приобретению розничной сети "Лента". Как сообщает "КоммерсантЪ", ЕБРР может продать свою долю в ритейлере в 7,4% вслед за Luna Inc, подконтрольной американской TPG Group (владеет 34,13% ритейлера). Сделка предполагает премию в 30% к рыночной цене, что повысит стоимость покупки до $715 млн.
По мнению одного из знакомых Мордашова, одна из причин его интереса к торговым сетям – желание развивать принадлежащий "Севергрупп" онлайн-магазин "Утконос", который является крупнейшим интернет-ритейлером продуктов питания в стране.
Однако, в последние годы конкуренция усилилась. "Утконос" постепенно догоняют коллеги из онлайна (Ozon), крупные офлайновые сети, развивающие интернет-канал ("Окей") и сервисы доставки товаров из супермаркетов. В синергии с крупным федеральным ритейлером Мордашев видит способ укрепить лидерство "Утконоса" на рынке.
В "Ленте" сообщили, что стороны пока не достигли соглашения, а сделка может быть совершена только в том случае, если "Севергрупп" (принадлежит Мордашову) направит оферту всем акционерам. По словам источника, ЕБРР может продать свой пакет в рамках этой оферты.
Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко считает, что большинство миноритариев "Ленты" не воспользуются офертой "Севергрупп"
TPG и ЕБРР планируют выйти из капитала ритейлера в связи с окончанием горизонта инвестирования. Также на решение TPG могла повлиять политическая ситуация, считает он. По словам другого источника, сделку TPG с "Севергрупп" могут закрыть в течение нескольких недель.
"Утконос" по результатам прошлом года остается бесспорным лидером российского рынка e-grocery, его доля рынка приближается к 50%. Весь годовой оборот в этом сегменте оценивают в 23 млрд рублей, а продажи "Утконоса" в прошлом году составили 10,2 млрд руб. На втором месте Ozon. За год он нарастил свои продажи продуктов в два раза, до 3 млрд рублей. Третье место занимает сеть "ОКей", выручка ее интернет-канала составила 1,7 млрд рублей.
"Лента" – третья по выручке розничная компания в России после X5 Retail Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") и "Магнита". На конец 2018 года у сети было 244 гипермаркета и 135 супермаркетов. Оборот компании в 2018 году вырос на 13,2%, до 413,6 млрд рублей год к году. EBIDTA увеличилась на 2%, до 36,2 млрд рублей, чистая прибыль снизилась на 11,1%, до 11,8 млрд рублей В свободном обращении – 57,22% акций.