В Беларуси стартовали постатейные online-продажи информационного контента
Белорусское информационно-аналитическое агентство "Бизнес-новости" первым в стране запустило постатейную продажу новостного и аналитического контента. Как заявлено в релизе компании, посетители портала получили возможность моментального доступа к эксклюзивным материалам агентства, оплатив их online пластиковой карточкой международных платёжных систем VISA или MasterCard. Платежи осуществляются посредством биллинговой системы WebPay.
Клиентам, как и ранее, доступна также подписка на всю информационно-аналитическую ленту агентства. Однако, по мнению директора агентства "Бизнес-новости" Ирины Юзвак, у читателей не всегда есть возможность оформить такую подписку. Поэтому им важно предоставить возможность розничной покупки отдельных материалов. "Мы предложили новый сервис, проанализировав запросы посетителей нашего портала и тенденции на мировом рынке деловой информации", – прокомментировала она.
В среде экспертов медиарынка есть как сторонники, так и противники концепции постатейных продаж. Главный аргумент первых – люди не хотят переплачивать СМИ за контент, который не собираются читать. Например, ещё в 2011 г. редактор Esquire Russia Андрей Бабицкий в журнале Forbes предрёк сетевым СМИ тот же путь, по которому ранее пошли поставщики музыки и видео: "Люди смотрят программы, а не сетки вещания и слушают песни, а не альбомы". По его мнению, "пока новости в Сети нельзя будет покупать так же просто, как музыку и книги, нельзя рассуждать о том, нужна ли читателям качественная или некачественная журналистика".
Эксперт также подчёркивает, что пока читатели вынуждены выбирать издание по принципу "всё или ничего", все они автоматически становятся конкурентами, даже в том случае, если выходят на разных языках, а их содержание пересекается лишь отчасти. А если бы СМИ активнее запускали постатейную продажу, то каждый мог бы читать только то, что ему интересно, но в более широком перечне изданий.
Довод тех, кто скептически оценивает перспективы постатейной продажи, озвучил, например, Андрей Мирошниченко из Школы эффективного текста "Медиа": "На национальном уровне ни одно издание не способно набрать достаточный оборот постатейных продаж. Для достаточного оборота нужен наднациональный размер дистрибуции (и то не гарантия). Что уже исключает неанглоязычные издания из гонки за будущее по такой бизнес-модели".
Так или иначе, для молодого медийного бизнеса (агентство "Бизнес-новости", к примеру, вышло на рынок в 2012 г.) постатейная продажа может стать не только способом нарастить обороты, но и возможностью пополнить базу постоянных подписчиков. Если клиент составит положительное впечатление о нескольких купленных текстах, то, не исключено, захочет подписаться на всю ленту.