Уголовники от ecommerce: сколько в России зарабатывают на подделках люксовых вещей
По данным BrandMonitor, 192 тысячи аккаунтов в российских соцсетях торгуют контрафактными люксовыми товарами. Только за последний год оборот реплик товаров от известных производителей роскоши вырос на 28% и достиг 23 млрд рублей.
В среднем, оборот одного аккаунта, торгующего контрафактом и имеющего 10 тысяч подписчиков, составляет 450 тыс. рублей, прибыль – 115 тыс. рублей. За год, с июня 2019 года по июнь 2020 года, в соцсетях появилось 625 тыс. постов с предложением о продаже контрафактного люкса. В нынешнем году рост количества новых аккаунтов подобного толка удвоился: ежемесячно их появляется до 9 тысяч.
Около 80% страниц, торгующих контрафактом, предлагают подделки под один конкретный бренд. Срок существования таких аккаунтов не превышает одного года. остальные живут от полутора до двух лет и торгуют подделками под различные бренды. При этом у каждого третьего такого торговца есть шоурум в Москве, у 10% – офлайновые магазины в Санкт-Петербурге и Краснодаре, а еще у 3-7% шоурумы в других городах-миллионниках.
В BrandMonitor называют три основные площадки, где торгующих контрафактом аккаунтов больше всего: Instagram, Telegram и "ВКонтакте". Однако во "ВКонтакте" категорически отрицают подобное. По словам представителя соцсети, после жалоб правообладателей или по решению суда такие аккаунты блокируются, а их количество не увеличивается со временем.
Основатель и гендиректор BrandMonitor Юрий Вопилов не верит в то, что с контрафактом бороться так просто. "Социальные сети — самый доступный канал для потребителей, здесь легко красивыми фотографиями создать антураж эксклюзивности. При этом скорость появления новых аккаунтов делает практически невозможным расследование деятельности каждого такого предпринимателя. Продавцы фейка в соцсетях — это часто не физические лица, а организованные преступные группы", – утверждает эксперт.
Владелец LHMV Бернард Арно сравнил продавцов контрафакта даже не с организованной преступностью, а с террористами, правда обвинял он тогда не соцсети, а Amazon. Однако еще два года назад, по данным все того же BrandMonitor, россияне, особенно жители периферии, относились к контрафакту вполне лояльно – все же реплики стоят в несколько раз дешевле оригиналов.
*Instagram признан экстремистской организацией на территории РФ.