Скопилось более 3000 фур. Почему мигранты ушли, а пробки на белорусских границах остались?
Более трех тысяч фур скопилось в очередях на границе Беларуси. Вереницы грузовиков растянулись на многие километры, водители вынуждены ждать не по одному дню. Это приводит к задержкам не только в поставках европейских товаров в Россию, но и в доставке экспортной продукции РФ в Европу. Перевозчики не могут рассчитать точные даты доставки грузов и несут серьезные убытки, для россиян прогнозируют дефицит новогодних подарков и рост цен.
По данным белорусского Госпогранкомитета на 23 ноября, в пункте пропуска "Каменный Лог" в очереди стояли более 440 грузовиков, "Привалка" — 440, "Котловка" — 280, "Бенякони" — 450, "Видзы" — более 170. Большие очереди и на выезде в Латвию: в пункте пропуска "Григоровщина" ждали более 140 грузовиков, "Урбаны" — более 300 фур. На белорусско-польской границе в "Берестовице" стояли более 420 грузовых автомобилей, в "Козловичах" — 400. Вот что говорят дальнобойщики, стоящие в этих очередях:
— Стою вторые сутки в сторону "Привалки". Очередь на выезд из Беларуси больше десяти километров. Движения практически нет, все еле-еле, — рассказал один из водителей. Его товарищи, которые уже находятся гораздо ближе к границе, пишут, что в отстояли по трое-четверо суток. Мужчина говорит, что через "Привалки" он ездил много лет, таких очередей не видел никогда.
— Вся проблема в том, что закрыта "Кузница", начали ее объезжать, вот очереди и выросли. К тому же литовцы сейчас намного тщательнее осматривают машины, которые заходят из Беларуси. Такая ж ситуация и в других пунктах пропуска. Из моей фирмы водитель сейчас в "Беняконях", стоит вторые сутки и до границы он еще не доехал.
Учитывая пропускную способность перечисленных выше пунктов, а также увеличивающуюся в связи с сезонностью потребность в грузоперевозках, эксперты считают, что очереди в ближайшие дни могут только вырасти.
Причина заторов на границе, как указывает белорусская сторона, не только в миграционном кризисе. Как известно, Польша закрыла пункт пропуска "Кузница Белостоцкая", что увеличило нагрузку на другие пункты пропуска на этом направлении.
Дело еще и в том, что польские, литовские и латвийские пограничники усилили тщательность досмотра. В связи с чем упала пропускная способность таможенных пунктов. Так, указывает Госпогранкомитет РБ, два пункта пропуска на белорусско-польской границе выполняют установленную норму только на 60%. С оформлением европейскими контрольными службами транспорта, следующего из ЕС в Беларусь, ситуация аналогичная.
Эта ситуация негативно сказывается на РФ, ведь через польско-белорусскую границу проходит около 10% российского импорта. Речь идет о продовольственных и непродовольственных товарах, медизделиях, сырье, компонентах, упаковке и оборудовании. Однако пробки из фур на польско-белорусской границе повлияли и на экспорт РФ в Европу.
"Возникший кризис уже привел к задержкам не только в поставках европейских товаров в Россию, но и в доставке экспортной продукции российских предприятий европейским потребителям", — рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
В ассоциации подчеркнули, что пока ситуация очень сложна, но не критична, хотя на выезде из Беларуси в Польшу приходится простоять как минимум двое суток.
Эксперты подчеркивают, что страдают перевозки товаров в таких сегментах, как фармацевтика, FMCG, оборудование и упаковка. Особо следует отметить товары сезонного спроса, которые везут в это время, в частности, некоторые продукты питания и их компоненты, игрушки, подарки и другие.
"Сейчас логистические компании не могут рассчитать точные сроки доставки грузов, что очень некстати, так как скоро Новый год, а значит, магазинам пора пополнять запасы товаров", — говорит гендиректор компании "Оптимальная логистика" Георгий Властопуло. Россияне рискуют остаться без подарков, а бизнес — получить убытки, добавил он.
По оценкам Консультативного совета по иностранным инвестициям при Правительстве РФ, на простое одной машины бизнес теряет €500 ежедневно. Эти затраты будут неизбежно включаться в стоимость товаров для конечного потребителя.
Поэтому участники рынка обратились к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой вмешаться в ситуацию. В частности, они предлагают властям подготовить пограничные пункты в Латвии к увеличению грузопотока.
Впрочем, эксперты говорят, что эти КПП уже сейчас не выдерживают наплыва фур, к тому же такая подготовка займет много времени. Кроме того, проезд по более протяженному маршруту через Латвию и Литву требует более значительных затрат на оплату топлива, на проезд по платным дорогам и других расходов. Также там водителей обязательно тестируют на коронавирус и не пропустят его в случае обнаружения вируса.
По оценкам некоторых экспертов, ситуация должна разрешиться в ближайшие две недели. В противном случае миграционный кризис будет очень дорого стоить российскому потребителю.
Ранее Оборот.ру рассказывал, что организация, куда входят крупнейшие поставщики российского ритейла (Danone, Mars, Metro, PepsiCo, Coca-Cola, Unilever и другие) предупредили Правительство РФ о вероятных проблемах с поставками в нашу страну сырья и готовой продукции из ЕС из-за затора на границе Беларуси и Польши. Письмо федеральным властям направил Консультативный совет по иностранным инвестициям.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.