"Самокат" поделился планами по захвату Москвы и продаже готовой еды
Основатель петербургского сервиса онлайн-доставки продуктов Вячеслав Бочаровым рассказал в интервью РБК о том, как устроена компания, особенностях сервиса и о планах развития.
Сервис "Самокат" был создан около двух лет назад, однако 2020 год стал поворотным в развитии проекта. Часть акций купили Сбербанк и Mail.ru, а в пандемию спрос на услуги вырос в разы. До пандемии скорость роста проекта была на уровне 20–30% от месяца к месяцу. Пандемия убрала психологические барьеры типа "я не знаю, как это работает", "я привык ходить в офлайн-магазин за продуктами" и т.д.
Сейчас основную часть прибыли сервиса генерирует Москва.
"Сначала это был Санкт-Петербург, так как мы именно там начинали наш проект. Но сейчас Москва по всем показателям обгоняет Питер ровно потому, что столица и больше, и богаче", – сказал Бочаров.
Сейчас "Самокат" мы открывает по 20–30 дарк-сторов ежемесячно и к концу года планирует покрыть всю Москву. В данный момент работают около 250 магазинов такого формата, а к концу года их будет около 400. Первые из них уже выходят на 30–35% проникновения, то есть каждая третья семья пользуется сервисом ежемесячно.
По словам Бочарова сейчас набирает обороты тренд direct to consumer — товары, созданные под потребности конкретных потребителей. "Самокат" работает по этому направлению.
"С маленькими компаниями иметь дело гораздо проще, чем с крупными транснациональными. Мы ищем предпринимателей-фанатиков, у которых есть нужный продукт или которые готовы сделать его на заказ. Мы даем им возможность быстро продвинуться на полку, делимся с ними статистикой продаж, результатами опросов", – сообщил он.
Сейчас в ассортименте "Самоката" порядка 200 наименований продукции под собственной торговой маркой. По словам основателя компании, самым большим спросом пользуются товары, которые решают проблемы человека здесь и сейчас, имеют особенные эмоционально-вкусовые качества или решают какую-то функциональную задачу.
Бочаров рассказал, что на сегмент готовой продукции, по выпуску которой компания сотрудничает с Elementaree приходится пока небольшая доля. "Какое-то количество приходится, но это пока не десятки процентов. Кроме того, Elementaree — это так называемые "милкиты" (англ. meal kit. — набор ингредиентов для готовки).
У "Самоката" также есть проект с "Азбукой вкуса", скоро стартует сотрудничество с "Хлебом насущным".
"Тут мы действительно начнем продавать готовую еду. Эта опция особенно актуальна для офисных районов. Сейчас, правда, большая часть людей работает на удаленке, но как только ограничения будут сняты и начнется нормальная повседневная работа в офисе, то сегмент бизнес-ланчей спокойно можно будет закрывать едой из "Самоката", – сообщил Бочаров.
Также компания рассматривает возможность создать сеть с полностью собственным ассортиментом, чтобы офлайн- или онлайн-ритейл был узнаваем за счет товара.
Ожидается, что по итогам 2020 года рынок экспресс-доставки продуктов (в течение часа) вырастет с 700 млн до 30 млрд рублей. Весь рынок онлайн-продаж в сегменте продовольственных товаров, в прошлом году не превышавший 40 млрд рублей, к концу 2020 года достигнет 135 млрд рублей.
Mail.ru Group и Сбербанк закрыли сделку по покупке 75,6% сервиса экспресс-доставки продуктов "Самокат" в мае 2020 года. Миноритарные пакеты остались у основателей "Самоката" Вячеслава Бочарова и Родиона Шишкова, а также у менеджмента компании.
"Самокат" основан Вячеславом Бочаровым и Родионом Шишковым в 2018 году в Санкт-Петербурге. Сервис одним из первых внедрил модель dark store. Cервис вырос из приложения для общения управляющих компаний и жильцов многоквартирных домов Smart.Space, которое партнеры запустили в начале 2017 года. Со временем в приложение добавили опцию "Магазинчик" – через нее можно было заказать с доставкой на дом товары повседневного спроса. Позже она развилась в отдельное приложение, которое переименовали в "Самокат". В 2018 году несколько вложений от частных инвесторов позволили сервису открыть пять складов и нарастить число заказов до 8 тысяч в месяц. Продукты закупали в сети Metro Cash & Carry, а доставляли пешими курьерами за 15-30 минут. Средний чек составлял 400 рублей, наценка "Самоката" — около 8%.
Василий Сырцов Руководитель спец. проектов, ритейл |
Коллега, вот это похоже больше на правду. Если нужно, напишите в личку дам все контакты действующего руководства. Один из них был причястен к старым юр.лицам. Свернуть