Российский интернет-рынок одежды сегодня
Fashion-сегмент российского рынка e-commerce за прошлый год вырос на 42,4%, или 21,9 млрд рублей – до 73,7 млрд. Такие итоги зафиксировало исследование РБК.research "Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2013".
Дравейр роста – стремительное увеличение числа заказов из регионов, где с офлайновыми магазинами одежды все не очень хорошо. Уже сейчас большая часть рынка (38,3%) приходится на региональные российские города с численностью населения от 100 тыс. до 1 млн человек.Суммарная доля Москвы и Санкт-Петербурга довольно низка для ecommerce – всего 31,6%.
За последние 3-4 года fashion-сегмент вырвался в лидеры интернет-рынка. Его главное преимуществе – огромный (особенно в сравнении с офлайном) ассортимент, а также отсутствие утомительных очередей в примерочные.
Сейчас в онлайне одежду покупают 47,8% интернет-шоперов, или 7,4 млн россиян. Это самый крупный сегмент по числу покупателей. За ним уже идут бытовая техника и товары для кухни (45,0%), цифровая и компьютерная техника – 42,7%.
Наибольшая доля в сегменте fashion (65,1% продаж) принадлежит одежде. За год она выросла на 4,7 процентных пункта (п.п.). Продажи обуви в 2013 году потеряли по сравнению с 2012 годом 5,8 п.п. и составили 21,4% рынка. Это логично: обувь является более сложной категорией для онлайн-покупок, она не всегда оказывается удобной, даже если размер подобран правильно. Продажи аксессуаров увеличились на 1,3 п.п. – до 13,5% от всего сегмента.
В денежном эквиваленте структура российского рынка интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами в 2013 выглядела так:
В процентном соотношении больше всего в прошлом году вырос рынок аксессуаров – на 56%, или 3,58 млрд рублей – до 9,95 млрд. На 54%, или 16,747 млрд рублей – до 48,002 млрд вырос рынок одежды. Медленнее всего рос рынок обуви – 12%, или 1,654 млрд рублей до 15,739 млрд.
Больше всего в прошлом году покупали одежду (6,8 млн человек), обувь (5 млн человек) и аксессуары (4,8 млн человек).
Женщины отовариваются в одежных интернет-магазинах в 2 раза чаще, чем мужчины, соответственно 67,6% и 32,4%.
Возраст покупателей распределен так:
Самая большая доля рынка принадлежит покупателям с доходом на семью 31-50 тыс. рублей и 51-75 тыс. рублей. Вместе две эти категории контролируют 52,4% рынка.
Одежду через Интернет покупают чаще люди, состоящие в браке – 66,3% и те, у которых есть дети – 68,3%.
Средние чеки в сегменте fashion невысоки.
Самый большой средний чек у москвичей – 3 525 рублей. Наименьший – у россиян, живущих в городах с численностью населения от 100 до 500 тыс. человек – всего 2 240 рублей.
Наиболее затратной является покупка одежды. На ее единовременную покупку тратят в интернет-магазинах в среднем 3 392 рубля. На покупку обуви уходит 2 904 рублей. И, наконец, на аксессуары респонденты тратят меньше всего – 1 643 рубля.
При этом респонденты совершают ее покупки около 5 раз в год, аксессуаров и обуви – около 3 раз в год.
Самыми популярными в 2013 году в интернет-магазинах были те же вещи, что и в офлайновых точках: это предметы повседневной одежды, сумки и рюкзаки.
Так выглядит рейтинг самых покупаемых товаров в Сети:
Драйверами роста рынка в последние годы стали серьезные инвестиции в сегмент и высокий спрос из регионов. Исследователи также указывают на улучшающийся сервис. Магазины одежды и обуви все чаще предлагают бесплатную доставку с возможностью примерить дома несколько размеров одной и той же модели, выбрать самый подходящий и вернуть остальные. Благодаря этому покупателей меньше пугает возможность "промахнуться", подбирая размер по Интернету.