Последствия истории со "Светофором": ритейлерам запретят возврат нераспроданных продуктов поставщикам
![Последствия истории со "Светофором": ритейлерам запретят возврат нераспроданных продуктов поставщикам Последствия истории со "Светофором": ритейлерам запретят возврат нераспроданных продуктов поставщикам](https://oborot.ru/wp-content/uploads/2025/02/produkty-na-polkah-nejro-1024x576.jpg)
В закон о торговле могут внести поправки, исключающие возвраты поставщикам нереализованной продовольственной продукции с любым сроком годности. Сейчас закон строго запрещает возвраты только скоропортящихся товаров, однако на примере "Светофора" выяснилось, что эту норму можно обходить.
Чтобы магазины не злоупотребляли этой возможностью, вопрос хотят решить кардинально: исключить возвраты продовольственных товаров совсем. Предполагается, что таким образом можно избежать ситуаций, когда все риски и расходы возлагаются только на поставщиков.
Комитет Госдумы по защите конкуренции предложил Минпромторгу изменить закон о торговле, убрав из него возможность возврата поставщикам непроданных товаров. Сейчас это обсуждается на совещаниях депутатов с представителями правительства и регуляторных ведомств.
В настоящее время в РФ действует закон, ограничивающий возврат торговыми сетями поставщикам не проданных в определенный срок продовольственных товаров.
Согласно ему в договорах между поставщиком и ритейлером запрещены:
– возврат продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней включительно;
– замена поставщиком таких товаров на такие же товары;
– возмещение поставщиком стоимости таких товаров;
– возмещение расходов ритейлера, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.А что касается продуктов с более длительными сроками хранения, то сейчас продавец не имеет права навязывать поставщику условие о возврате нереализованных остатков такой продукции.
Тем не менее, при проверке сети "Светофор" выяснилось, что там обходят, казалось бы, строгий запрет на возврат непроданного скоропорта. Путем хитрых схем дискаунтер подписывал договоры не напрямую с поставщиками, а через неких дистрибуторов. Таким образом запрет просто игнорировался.
Причем производители не один год терпели то, что им возвращали непроданные остатки с истекшим сроком годности или утилизировали их за счет поставщиков. Пока терпение окончательно не лопнуло, и они не пожаловались в Госдуму, из-за чего и начались жесткие проверки "Светофора" по всей России.
С инициативой запретить возвраты всех непроданных продуктов в конце прошлого года выступила ФАС. Это позволит при заключении договоров избежать ситуаций, когда все риски и расходы возлагаются на поставщиков, а торговые сети не производят оплату товаров, заявили антимонопольщики.
При этом такое регулирование не затронет добросовестных участников рынка, которые и сегодня не осуществляют возврат качественных непроданных продовольственных товаров, считают в ФАС.
Как утверждают поставщики, сейчас подобную практику возвратов "просрочки" через заключение непрямых договоров "нормальные" сети уже изжили. Подобные истории закончились еще в десятых годах. Возвращают непроданные качественные продукты единицы, в основном это магазины именно низкого ценового сегмента, таким образом они снижают свои издержки и удерживают цены.
И такая ситуация якобы устраивает всех. Поставщики соглашаются на то, что магазин берет товар под реализацию, поскольку им нужен оборот своей продукции.
Но и то, что сейчас происходит со "Светофором", производителям вовсе не в радость: они лишились точек сбыта, а в другие торговые сети они могут просто и не зайти.
Ритейл тоже скептически отнесся к новой инициативе — эксперты и участники рынка видят в ней ощутимые риски.
"Закон о торговле уже предусматривает ряд ограничений для договоров поставки между торговой сетью и поставщиком, в том числе ограничение возвратов нереализованных товаров с коротким сроком годности, сроки оплаты по договору и т.д.
Мы убеждены, что этих ограничений в совокупности с действующими мерами реагирования вполне достаточно для пресечения негативных практик, связанных нарушением законодательства.
Введение новых законодательных мер станет нагрузкой не для нарушителей, а для добросовестных игроков рынка, создаст риски негативных последствий для широкого круга его участников и потребителей. В том числе изменение характеристик и качества товаров, с целью увеличения срока годности, увеличение расходов и потерь поставщиков и сетей из-за необходимости изменения основных экономических, технологических и операционных условий работы, сокращение количества производителей товаров, взаимодействующих с торговыми сетями", — прокомментировал председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Что касается онлайн-торговли, к примеру "Лавки" и "Самоката", то на данный момент нормы общего закона о торговле на них не действуют.
Однако в новом законопроекте о цифровых платформах изначально прописывалось обязательство выкупать у поставщиков скоропорт. Это пункт был отменен одним из первых, поскольку весь продуктовый ecommerce дружно восстал против этой инициативы, убеждая, что онлайн-торговлю в данном случае нельзя приравнивать к офлайну.
Также читайте на нашем сайте:
- Просто переехал. "Светофор" опроверг информацию о ликвидации своего владельца
- ФНС ликвидирует АО "Инвест Стандарт", которому принадлежат магазины "Светофор" в Центральном и Северо-Западном ФО
- Проверяющие начали закрывать магазины "Светофор" еще и в Санкт-Петербурге
- Тараканы и проверяющие атаковали магазины "Светофор" в Москве? В столице может закрыться половина точек сети
- У "Светофора" неприятности? Против самой дешевой сети выступили Мантуров, Лисовский и Роспотребнадзор
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Думаю, что тренд на закрытие оффлайна 18+ может продолжаться, к сожалению. Свернуть