"Почта России" меняет ориентацию
"Почта России" решила повернуться лицом к интернет-торговле. Для начала ведомство предполагает открыть круглосуточные пункты выдачи посылок, ввести сервис SMS-оповещений о доставке посылок для юридических лиц, и открыть выделенные окна для сдачи посылок корпоративными клиентами в больших отделениях связи.
Несколько круглосуточных пунктов самовывоза появятся уже до конца этого года в Москве и Санкт-Петербурге. По мнению руководства "Почты", они будут востребованы как корпоративными клиентами, так и людьми, которые не хотят или не имеют возможности днём получить посылку. При этом у клиента будет выбор, где именно получить посылку: в почтовом отделении или на складе.
Об этом в прошлую пятницу стало известно на неформальной встрече руководства "Почты" с представителями отраслевых союзов e-commerce. Со стороны "Почты" присутствовал новый заместитель гендиректора Алексей Скатин, который пришёл в компанию всего два месяца назад. Интернет-бизнес был представлен всем спектром активных бизнес-союзов: Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), Национальной ассоциацией дистанционной торговли (НАДТ), Ассоциацией компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) и Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ).
Надо сказать, подготовка к модернизации "Почты" началась не вчера. Oborot.ru поинтересовался историей вопроса и тем, на какие ещё нововведения нам рассчитывать (или не расчитывать).
В первой половине 2013 года "Почта России" проводила анкетирование представителей e-commerce, чтобы уточнить, в каких услугах заинтересована электронная торговля, и что должно измениться в работе "Почты" для того, чтобы интернет-магазины массово начали пользоваться её сервисом. Анкетирование проводилось в том числе и на крупнейшей выставке – ECOM Expo.
По результатам анкетирования был создан некий программный документ под обнадеживающим заголовком "Семь шагов построения эффективного взаимодействия "Почты России" с рынком e-commerce". Летом его разослали в бизнес-союзы отрасли, чтобы получить комментарии.
В нём были намечены такие нововведения:
- Почта России вводит нормативные сроки доставки, соответствующие реальности и берёт на себя ответственность по их соблюдению, вплоть до выплаты штрафов (прим. редакции: об этом речь пока не идёт).
- Появляется сервис выделенного обслуживания юрлиц (выделенные окна для сдачи посылок), плюс планируется увеличить количество окон для приёма посылок и введены ночные смены (прим. ред: как видим, этот пункт, в отличие от первого, уже начал реализовываться).
- Вводятся классы доставки: А – максимально быстрая по высокому тарифу, B – средняя по скорости, со средним тарифом, но со страховыми обязательствами и т.д. (когда будет реализовываться и будет ли – пока неизвестно).
- На сайте "Почты" появляются личные кабинеты для юрлиц, с возможностью увидеть, за какое конкретное отправление переведён платёж (вскоре должно реализоваться).
- Создание полноценного сервиса sms-оповещений о перемещении, доставке и оплате посылки (обсуждалось на встрече).
- Использование незадействованных площадей "Почты России" под склады для хранения товаров интернет-магазинов по договорам. Частичное оказание услуги фулфилмента с доставкой посылок только Почтой России (о реализации пока ничего не известно).
Как видим, кое-что из списка начинает реализовываться, но пока далеко не все.
"Всем процессом общения мы довольны, но о результатах пока рано говорить", – прокомментировал встречу РБК daily директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Иван Кургузов, исполнительный директор АКРЭТ, считает, что "Почта" может массово привлечь клиентов из e-commerce, но для этого потребуются немалые вложения.
"Точек, куда можно поставить пункты самовывоза, у "Почты России" много, – это вся густая сеть отделений по стране. Однако пока планируется открыть лишь несколько таких пунктов, что вызывает некоторое недоумение. Ведь если таких точек будет мало, и спрос потребителей будет невелик. Я бы посоветовал "Почте" изучить опыт интернет-магазина Е5, который открыл свои пункты выдачи на базе супермакетов торговой группы Х5 – "Перекрёсток", "Пятёрочка".
Если "Почта" сможет сделать что-то похожее, если система будет за неделю доставлять посылки в центр страны и за 2 недели – в глубокие регионы, то к ней пойдёт массовый отправитель, в том числе и из e-commerce. Но для этого в ближайшие 2 года "Почте" придётся инвестировать немалые средства", – отмечает он.