Очередной проект закона об онлайн-торговле алкоголем: ответственность на селлере, а не маркетплейсе, реестр сайтов и т.д.
Депутаты готовят к внесению в Госдуму в осеннюю сессию обновленный законопроект, который должен разрешить онлайн-торговлю алкоголем на маркетплейсах. Перед внесением такого важного законопроекта идет его активное обсуждение в различных ведомствах.
Особенно бурно обсуждается, кто должен нести ответственность за возможные нарушения при онлайн-торговле – продаже спиртного несовершеннолетним или в запрещенные ночные часы. Минфин предлагает освободить от ответственности маркетплейс, но только если продажа будет осуществляться по модели доставки селлером или партнерскими логистическими компаниями.
В июне глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас ("Единая Россия") уже направлял разработанный им по итогам консультаций с отраслью аналогичный законопроект в правительство. Но после заключения Минфина он отозвал его.
Государственно-правовое управление запросило мнение по этому вопросу у отраслевых министерств и ведомств, в частности Минпромторга, ФАС, Росалкогольрегулирования (РАР) и других регуляторов.
Все они "концептуально поддерживают" законопроект и признают, что его время назрело. Но у всех них есть свои замечания в части маркировки алкогольной продукции, блокировки сайтов-нарушителей и др.
Минфин внес ряд предложений, которые хотел бы включить в законопроект. Одно из них заключается в необходимости предусмотреть ответственность за несоблюдение запретов и ограничений в области розничной продажи алкоголя.
Ее, по мнению ведомства, должен нести именно продавец, реализующий алкогольную продукцию дистанционным способом и имеющий лицензию, "вне зависимости от того, кто будет осуществлять доставку".
Это означает, что, при размещении витрин магазинов на платформе какого-либо маркетплейса, ответственность за любые нарушения, например продажу несовершеннолетнему или же доставку в ночное время, будут нести именно продавец и магазин, а не маркетплейс.
Мол, площадка – всего лишь информационный посредник. Как сообщили в АКИТ, маркетплейсы всеми руками "за" предложение Минфина.
А вот в ФАС с этим не согласились. Там видят необходимость ввести ответственность всех лиц, участвующих в процессе продажи и доставки потребителям алкогольной продукции дистанционным способом.
Однако, как выяснили журналисты "Ведомостей", Минфин, предлагая вывести маркетплейсы из-под ответственности за нарушения, имел в виду только доставку (передачу) алкоголя селлером или логистической компанией-партнером. Модель доставки со складов маркетплейсов и их логистикой, видимо, совсем не будет предусмотрена.
При этом не исключено, что маркетплейс сможет получить лицензии на закупку, хранение, поставку и розничную продажу алкогольной продукции. И тогда сам сможет выступать в роли продавца.
Росалкогольрегулирование требует закрепить на федеральном уровне механизм ведения реестра владельцев сайтов, продающих спиртное, а также механизм блокировки нелегальных сайтов.
Традиционно против продажи алкоголя онлайн выступают в МВД и Минздраве.
В МВД, например, высказывали опасения, что россияне начнут нападать на курьеров, которые будут доставлять спиртное.
А легализация алкоголя в онлайне не соответствует планам Минздрава за ближайшие семь лет на 15% снизить потребление спиртного в России.
Готова участвовать в онлайн-продажах алкоголя и "Почта России".
Почтовый оператор уже подготовил свою инфраструктуру к продажам в рамках эксперимента, обсуждение которого было инициировано президентом РФ еще в 2021 г.
Эксперимент предполагал продажу только российских вин через сайт "Почты" с ноября 2023 г. и в течение трех лет. Но соответствующий законопроект так и не был принят.
Против, как выяснилось, резко выступило МВД, посчитав, что в законе не проработан механизм защиты от продажи вина несовершеннолетним.
Интересно, что около 80% россиян вообще не знают о том, что онлайн-торговля алкоголем запрещена, им просто не приходит в голову, что обычный товар, стоящий в открытом доступе на полках любого розничного магазина, нельзя купить через Интернет. Половина опрошенных, которые знают о запрете, считают, что он неэффективен. Такие данные обнародовали недавно ВЦИОМ и РОМИР.
Также читайте на нашем сайте:
- 28% россиян покупают алкоголь онлайн с самовывозом, объем нелегальной онлайн-торговли – 100 млн бутылок в год
- Мимо "Почты России": появился совершенно новый проект легализации интернет-торговли алкоголем
- АКИТ предлагает продавать алкоголь через интернет по QR-кодам и легализовать многомиллиардные обороты
- Алкоголь разрешат продавать онлайн через год? Не факт, всё опять сложно
- В правительстве РФ подтвердили, что "Почта России" будет доставлять алкоголь. И пояснили, почему она еще не начала отгрузки
- Разобьют или нет? "Почта России" провела тестовую доставку вина (ФОТО)
- Без маркетплейсов: наконец решено, когда именно в России стартует эксперимент по доставке вина через Интернет
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.