Онлайн-ритейлеры просят не запрещать им Telegram, Viber, WhatsApp и другие иностранные мессенджеры

Представители онлайн-торговли попросили главу Минцифры не запрещать сообщения от клиентов в иностранных мессенджерах. Такой запрет предусмотрен в "антифрод-пакете", в рамках борьбы с интернет-мошенничеством. Министр цифрового развития Максут Шаадаев сообщил, что формулировки в законе могут быть уточнены, но точно ничего не обещал.
Речь идет о законопроекте "О создании государственных информационных систем (ГИС) по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Он внесен правительством в Госдуму 15 февраля.
Этот закон предусматривает полный запрет на использование зарубежных мессенджеров сотрудникам госорганов, банков, операторов связи и цифровых платформ при общении с клиентами. Самим гражданам использовать эти мессенджеры не запрещено.
Причины запрета, конечно, на поверхности. Во-первых, через иностранные мессенджеры происходят утечки персональных данных. Информация там хранится на серверах за рубежом и ничем не защищена от посторонних глаз. А во-вторых, одна из самых распространенных мошеннических схем на маркетплейсах – это вывод общения с онлайн-площадки в какой-нибудь мессенджер, где жертву уговаривают на оплату прямиком на карту, а потом исчезают, стирая свои данные.
Однако бизнес не хочет терять такой канал коммуникаций с покупателями. У многих там организованы группы и каналы, налажен прием жалоб и предложений, отзывов или даже заказов. Кроме того, мессенджеры – еще и быстро растущие рекламные каналы.
Всего "антифрод-пакет" объединяет около 30 мер, направленных на защиту граждан от мошеннических действий. Кроме запрета на общение через зарубежные мессенджеры, инициатива предусматривает обязательную маркировку звонков от организаций и вызовов с международных номеров и создание платформы противодействия кибермошенничеству.
Одно из самых спорных положений законопроекта — о введении идентификации пользователей маркетплейсов по биометрии. Против него резко выступили все крупные онлайн-площадки, указав, что на его выполнение потребуются миллиарды рублей инвестиций. И Минэконоразвития встало на сторону бизнеса.
Сейчас законопроект находится на этапе предварительного рассмотрения. Так что возможно, какие-то пункты из антифрод-пакета действительно исключат. Планируется, что закон в случае принятия вступит в силу с 1 сентября 2026 года.
Также читайте на нашем сайте:
- Биометрия, вход на маркетплейсы через "Госуслуги" и запрет мессенджеров. Что не нравится бизнесу в новом законопроекте?
- Будем переписываться через "Среду" и VK? Сотрудникам маркетплейсов и сервисов доставки запретят пользоваться иностранными мессенджерами
- У Лукашенко это не сработало, но мы попробуем: Госдума хочет ввести ограничения максимальной торговой наценки
- Минпромторг заявил, что не собирается законодательно приравнивать маркетплейсы к торговым сетям
- Традиционная розница предъявила претензии маркетплейсам. Требуют поменять закон о платформенной экономике
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.