У Лукашенко это не сработало, но мы попробуем: Госдума хочет ввести ограничения максимальной торговой наценки
2100% – именно таким показателем предложили ограничить максимальную " посредническую накрутку" в России.
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму. Откуда взялась эта цифра и откуда возникла необходимость в ограничении наценки, объяснил автор законопроекта.
Это мера выглядит очень привлекательно в глазах массового избирателя.
Но на практике она убивает конкуренцию, оставляет окна возможностей для самых крупных игроков (они свою наценку просто оставляют в других странах) и в 100% случаев вызывает больше негативных последствий, чем каких-либо иных.
Торговлю на маркетплейсах эта мера точно уничтожит или загонит в какие-то черные схемы.
В Госдуму поступили поправки в статью 8 закона о регулировании торговли (от 28.12.2009 № 381-ФЗ), которые предлагают установить максимальную торговую наценку.
В настоящее время указанной нормой определено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, за отдельным исключением, самостоятельно определяют в том числе цены на продаваемые товары.
А исключением на данный момент являются только товары, на стоимость которых введено государственное регулирование.
Инициатор поправок указал в пояснительной записке, что существующее антимонопольное регулирование крайне ограничено по своим возможностям и практически не касается ситуации олигополии, наиболее распространенной на российском рынке.
Олигополия — это рыночная структура с доминированием небольшого количества продавцов (олигополистов) и ограниченным входом на отраслевой рынок. Нынешняя ситуация на рынке маркетплейсов — это почти классическая олигополия.
"Завышение же цен, вызванное несовершенством рыночной инфраструктуры (в том числе информационной), не ограничивается в настоящее время практически никак.
Ключевым фактором инфляции представляется в настоящее время и в последние годы завышение организациями торговли и в первую очередь торговыми сетями торговой наценки, в том числе и в результате злоупотребления ими своим монопольным (в форме олигополии) положением", – отметил заместитель председателя думского Комитета по экономической политике Михаил Делягин, подготовивший поправки.
В связи с этим законопроект № 822821-8 предлагает установить следующее:
Розничная цена не может превышать цены производителя или таможенной стоимости ввозимого из-за рубежа товара более, чем вдвое, если иное не установлено для соответствующих товаров или регионов их реализации решением Правительства РФ на временной или постоянной основе.
То есть максимальная торговая наценка – 100%.
Указанную норму предполагается ввести с 1 января 2026 года.
Причем речь идет об ограничении торговой наценки по всей системе в целом, по всем операциям — от закупки до доставки, хранения и передачи в магазины.
При этом в законопроекте вроде бы прописано, что есть отдаленные регионы, специфические товары, непредвиденные обстоятельства и ситуации, когда наценка объективно должна быть выше. Поэтому там указывается, что Правительство будет иметь право изменять величину торговой наценки для отдельных товаров или регионов — к примеру, Чукотки или Дальнего Востока — временно или постоянно.
При этом очевидно, что на опыт аналогичных действий в соседних странах авторы законопроекта посмотреть забыли.
В частности, неоднократно очень похожие меры вводил в своей стране Александр Лукашенко. А потом их тем или иным образом нивелировал.
К снижению цен это ни разу не привело. Во всех случаях было три наиболее очевидных результата:
- перебои с поставками отдельных товаров, их дефицит,
- перевод наценки на юридические лица, зарегистрированные за границей,
- уход части товарооборота "в тень", вытеснение легальных поставщиков с местного рынка челноками и "серыми" схемами.
И, в итоге, отмены подобного регулирования добивались не торговцы. У них нет в системе власти Республики Беларусь достаточного административного ресурса.
Просили освободить цены на импортные товары от ограничений крупные промышленные предприятия, которые оказывались на грани остановки из-за полного отсутствия в стране некоторых деталей, например, специфических метизов.
Кроме того, началось стремительное вытеснение из белорусских розничных сетей некоторых видов белорусской продукции.
Импорт ретейлеры начали возить через свои зарубежные (в том числе российские) структуры, оставляя наценку там.
А от аналогичных местных товаров в ассортименте понемногу избавлялись.
И вот последствия таких перемен не получается обнулить до сих пор. Во многих сетях продаются белорусские СТМ, произведенные на российских предприятиях.
В результате, сейчас формальное регулирование цен и наценок в Республике Беларусь есть. Но цены оно не сдерживает.
И носит какой-то ритуальный характер. На каждом крупном предприятии есть специалисты, которые знают, как оформить все бумаги правильно, но фактически сделать так, как решило руководство.
А мелкий белорусский бизнес просто массово нарушает ценовое законодательство и платит штрафы, если поймают на этом.
В случае введения активного регулирования наценок, российские ритейлеры тоже начнут заказывать товары через аффилированные структуры в Китае, Казахстане, Узбекистане, ОАЭ. И это явно будут не товары российского производства.
Но Михаил Делягин, все же верит, что в России государственное ограничение наценок сработает.
И какие-то обоснованные аргументы у него есть.
Он отмечает, что 100% взяты не с потолка. Нормальная торговая деятельность укладывается в этот показатель. По расчетам экономистов, это максимально комфортный показатель, который поможет торговым сетям спокойно войти в новый режим государственного регулирования.
"У нас были уже попытки установить предельную наценку в 10 %, в 15 % и так далее. Но эти ограничения не учитывают необходимость развития торговли.
Нам же нужно строить склады, обеспечивать логистику, демонтировать старые и открывать новые магазины. Все это издержки. Поэтому должна быть достойная прибыль, которая мотивирует развиваться.
А если мы ограничим возможности торговли слишком сильно, она начнет давить на производителя, что приведет к деградации производства и возникновению угрозы дефицита", – сказал зампред комитета Госдумы по экономической политике.
Это весомый аргумент.
Например, белорусские власти пытались ограничить оптовую наценку цифрой в 10%, розничную – в 30%. Такое точно не работает.
Но пагубна сама практика управления ценами через какой-то процент он них, а не через конкуренцию. А ограничения наценки конкуренцию убивают.
В России такие меры просто убьют бизнес всех мелких и средних торговцев на маркетплейсах. Да и сами маркетплейсы тоже убьют.
В опросах селлеры указывают, что площадки забирают у них в качестве комиссии, платы за логистику, рекламу, эквайринг от 25% до 40% от розничной стоимости товара.
Но это не наценка, это только доля от всей стоимости продукции, которую забирает себе маркетплейс. При наценке в 100% получается, что только площадке продавец должен отдать от 50% до 80% такой наценки.
И, например, очень многие белорусские структуры, торгующие на Wildberries и Ozon работают в "серой" зоне.
Местные селлеры российских маркетплейсов в рамки, устанавливающие регулирование наценок, вписываются очень плохо.
Они либо просто нарушают эти нормы и постоянно живут под угрозой огромных штрафов, либо торгуют через специально созданные в РФ ООО или ИП.
В большинстве же экономически развитых стран к регулированию цен относятся очень осторожно.
Например, законодательством США предусмотрено введение ограничений на увеличение цен и наценок в местах массовых бедствий. Или в случае введения военного положения. Чтобы спекулянты не скупали в магазинах консервы, крупы и бутилированную воду, искусственно провоцируя голод. Но в мирное время и в нормальных условиях такие действия недопустимы.
Также читайте на нашем сайте:
- Минпромторг заявил, что не собирается законодательно приравнивать маркетплейсы к торговым сетям
- Традиционная розница предъявила претензии маркетплейсам. Требуют поменять закон о платформенной экономике
- Новый закон обязал маркетплейсы и селлеров размещать в карточке товара ссылку на реестр сертификатов Росаккредитации. Но можно не спешить
- Законопроект о платформенной экономике согласован и, скорее всего, вступит в силу 01.09.2025г. Чего ждать от этого документа?
- Запрет для маркетплейсов принудительного снижения цены за счет селлера. Что еще есть в новом законопроекте о цифровых платформах?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Когда речь не идёт о маркетплейсах - да, возможно.
Но цены на маркетплейсах включают в себя не только товар, но и доставку. Поэтому уложиться в торговую наценку 100% от закупа невозможно - если не работать в убыток. По крайней мере для недорогих товаров.
Закладывая себе небольшой скромный заработок в районе 10-20% о закупа, селлерам приходится делать финальную цену в 3-4 раза дороже закупа, чтобы окупить логистику МП, комиссию МП, налоги ещё. А также расходы от возвратов, которыми любят злоупотребить некоторые из тех самых граждан, которых хотят защитить..
Лишний раз доказывает, что хомячки не догоняют, что даже "тухляк" можно повторно перемаркировать, как новый продукт!
Эти цифротизаторы, насколько оторваны от реальности или отрабатывают, чей-то заказ на эксперимент.
Пример из ЖИЗНИ!
Кто-то напутал тапки Л и П, и остались лишь Правые! Только выявить это сразу не удалось, потребовался возврат, а возврат не возможен! Ибо куриный код на ПАРУ!!! И если раньше, все это можно было решить, просто перебивкой в базе, то с кур кодом НЕТ!!!
Я представляю какая это боль для продавцов и владельца бренда! и за все платят ЛЮДИ для которых якобы это сделано!
Даже КИТАЙЦЫ до такого маразма не додумались! Это не для людей, это чисто коррупционная узаконенная схема косвенного оброка! Свернуть