Запрет для маркетплейсов принудительного снижения цены за счет селлера. Что еще есть в новом законопроекте о цифровых платформах?
Министерство экономического развития доработало законопроект "О платформенной экономике в Российской Федерации" с учетом замечаний ФАС, Минцифры и других ведомств.
Некоторые замечания учтены:
- исключено отдельное регулирование для крупных площадок,
- изменены условия продажи скоропортящихся продуктов,
- убрано требование организовать систему досудебного рассмотрения жалоб.
И это еще не все. Но некоторые правки чиновники не стали учитывать, придерживаясь своего первоначального мнения. Разберемся в изменениях подробнее.
Проект, который должен отрегулировать отношения между цифровыми платформами (маркетплейсами, сервисами доставки еды и бронирования туристических услуг, агрегаторами такси и т.п.), продавцами товаров или исполнителями услуг, а также потребителями, вызвал разногласия у различных ведомств.
Авторам законопроекта пришлось редактировать его после того, как в ФАС указали более 40 замечаний.
Какие поправки сейчас внесены:
1. Убрали деление платформы на крупные и все остальные. ФАС утверждала, что требования должны быть одинаковыми для всех.
Для крупных платформ были предусмотрены требования менять условия договора не чаще раза в три месяца, обязательно рассматривать досудебные жалобы и т.п. Сейчас возник вопрос: распространить эти требования на все платформы или убрать.
2. Изменили требование к условиям реализации скоропортящихся продуктов. Платформы, по мнению авторов законопроекта, обязаны были выкупать их у продавца. В новой версии проекта речь идет только об "особо скоропортящихся товарах", которые предполагают холодное хранение и краткосрочную реализацию.
3. Отказались от излишних требований к ПВЗ (примерочная стала необязательной).
4. Убрали положение, по которому цифровые платформы не должны предоставлять доступ на них партнерам, не предоставившим всю необходимую информацию или предоставивших недостоверную информацию. Иначе говоря, проверять все сведения площадки не обяжут.
5. Включили положение, по которому платформы могут снижать цены на товары за счет средств продавца только после получения его согласия, но могут это делать за счет собственных средств, если это предусмотрено договором (на этом настоял Минпромторг).
6. Добавили условие, что за соблюдением предлагаемого регулирования будут следить ФАС, Роструд и Роспотребнадзор.
Есть и другие изменения.
Но некоторые пункты Минэк оставил без изменений:
1. Из-под действия законопроекта все еще выводятся посреднические платформы, где заказчик и исполнитель могут сами договариваться между собой, например "Авито" и другие классифайды. Потому что в определении цифровой платформы сказано, что именно платформа принимает оплату за товары или услуги.
А вообще, некоторые ведомства советовали убрать из-под действия законопроекта еще и маркетплейсы. Они считают, что иначе будет создано избыточное регулирование: ведь на разных этапах согласования уже находятся два отдельных законопроекта о регулировании именно маркетплейсов, этот будет третьим.
2. Минцифры просило убрать из законопроекта то, что тот распространяется на социальные сети, мессенджеры, стриминговые платформы, поскольку для тех уже есть свои законы, но Минэк не счел нужным это делать.
Более того, Минэкономразвития в пояснительной записке написал, что в дальнейшем регулирование может быть дополнено мерами и для иных цифровых платформ.
3. ФАС предлагал исключить положение, вводящее ограничение на систематическое и продолжительное выполнение работ партнером-исполнителем для одного и того же заказчика. Например, при предоставлении образовательных услуг пользователю нужно заниматься с одним педагогом. Но в Минэке настаивают, что критерий "систематичности и продолжительности" необходим для избежания переквалификации отношений между заказчиком и исполнителем в трудовые.
4. Оставили требование к маркетплейсам следить за наличием у товара обязательной маркировки. Хотя Минцифры указывало, что при модели FBS, к примеру, это будет просто невозможно. Не отменять же вообще схему продаж при доставке товара селлером, по ней работает много продавцов.
5. Оставили требование, по которому выбор конкретного партнера-исполнителя для исполнения заказа должен проводиться только с помощью алгоритмов. ФАС считает, это снизит привлекательность платформы для исполнителей — рейтинги, формируемые оператором площадки, потеряют смысл, как и вложения исполнителя в рекламу и качество выполняемых заказов.
Впрочем, все ведомства считают, что над законопроектом предстоит еще очень много работать, чтобы учесть все точки зрения. Финальной версии документа еще нет, и в ближайшем будущем вряд ли она появится.
Также читайте на нашем сайте:
- У ФАС уже 40 правок! Минэкономразвития представил свой закон о маркетплейсах, сервисах доставок и агрегаторах такси
- Изгнание самозанятых с маркетплейсов и ПВЗ как торговый объект. Что еще интересного в новом законопроекте?
- Отечественные товары будут "принудительно" показывать первыми в поисковой выдаче?
- Маркетплейсы не будут "только витриной"? Новый закон обяжет площадки следить за качеством товара
- Минпромторг "категорически поддержал" закон о маркетплейсах, проект которого окончательно готов
- Правительство не одобрило закон о маркетплейсах. Что с ним не так? И что будет дальше?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Yuliy Z. Глава, B2B-услуги (Управление ассортиментом, мини-компания) |
Они заставляют нас с вами демпинговать и у нас с вами есть выбор: не демпинговать и получить в 8 раз меньше заказов (это личный опыт- за 7 месяцев наш товарооборот снизился именно настолько) или продолжать минусить и закончить этот бизнес. По сути маркетплейсу все равно будете это вы или я или на наше с вами мето придут новые игроки, а они придут.
У ВБ, как вы выразились, поборы меньше 30%, включая все поборы, против Озоновских 41% (это наша категория) и что?
Маркетплейсу все равно и на покупателей и на продавцов- это машина, которая заинтересована только положительной экономической динамикой. Всё! Какие лояльные продавцы или покупатели?
Если бы люди хотели сервиса, то шли бы за ботинками Ecco в магазин или интернет магазин Ecco, а не к жуликаи из фиолетово- синих. А почему люди идут не в фирменный магазин с отличным сервисом? Там кросы стоят 24тр, вместо 9 на маркетплейсе. Я хожу в Ecco, а вы? Свернуть