Неожиданный ТОП-5: какие регионы "прониклись" онлайн-покупками
Во II квартале в России существенно выросла вовлеченность регионов в ecommerce. Высокую активность показали пять субъектов федерации – Москва, Брянская, Владимирская, Кировская и Сахалинская области. Средний удельный вес товаров, проданных онлайн, в них достигает 31,8% – почти трети от общего объема. Об этом говорится в обзоре Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Эксперты Высшей школы экономики поделили все регионы России на группы по критерию проникновения онлайн-торговли.
В группу с "очень высокой активностью" вошли пять вышеуказанных областей. Группа с "высокой активностью" включила в себя 21 субъект РФ (на 11 больше, чем в первом полугодии прошлого года).
Еще 14 регионов (на два больше, чем в прошлом году) показали "средний уровень". 15 областей и краев продемонстрировали "низкий уровень активности" интернет-торговли.
Самая многочисленная группа регионов РФ (25 субъектов) оказалась в группе с "очень низкой активностью". Среди них: республики Марий Эл и Тува, Чукотский автономный округ, Хабаровский и Алтайский край, Астраханская, Ярославская, Псковская, Архангельская, Оренбургская области и др. Из общего числа проданных товаров через Интернет здесь приобрели только 7,6%.
В чем видят эксперты причины того, что жители этих регионов неохотно делают заказы в Сети?
- Территориальная удаленность. Большинство регионов находится вдали от больших логистических хабов и складов, поэтому покупки приходится долго ждать, а доставка дорого стоит. Но эта причина явно не относится например, к Ярославской области, находящейся в ЦФО.
- Большое количество сельских территорий с низким проникновением высокоскоростного интернета.
- Связанный с этим фактор – возрастная структура жителей глубинки: молодежь, как правило, старается переехать в крупные города. Людям более старшего возраста, привыкшим делать офлайн-покупки, необходимо больше времени, чтобы прийти к идее дистанционных покупок. Тем не менее, многие ритейлеры отмечают заметно возросшую активность населения 55+ в интернет-магазинах во время пандемии.
- Неразвитость инфраструктуры (включая дороги и транспорт).
- Неготовность потребителя пользоваться данной услугой. В отдаленных регионах распространен неудачный опыт дистанционных покупок.
- Низкие доходы. Эксперты указывают, что все регионы со слабым уровнем развития интернет-торговли, кроме Чукотки, входят в число отстающих и по среднему уровню доходов жителей.
Ключевым фактором для этих регионов эксперты называют невысокую деловую активность в розничной торговле. Там отсутствуют распределительные центры, крупные местные интернет-магазины, поэтому и не развивается инфраструктура, необходимая для онлайн-торговли и быстрой доставки товаров до потребителя в этих областях.
Активность регионов онлайне посчитали также аналитики агентства недвижимости CBRE, занимающегося коммерческими площадями. По их данным, территориально онлайн-продажи по-прежнему сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, на долю регионов приходится меньшая доля продаж (например, 30% у Wildberries). Тем не менее, активная экспансия онлайн-ретейла в регионах усиливается, что отразится на показателях ближайших лет.
Рост рынка онлайн-торговли в 2020 году будет преимущественно сформирован такими категориями, как FMCG, товары для дома и ремонта, бытовая техника и электроника. Продажи одежды и обуви онлайн увеличатся всего на 1,7% год к году – торговые центры остаются основным каналом для покупки одежды и обуви.
Dmitry B. sales manager, Торговля (Спорт и туристические товары, небольшая компания) |
Согласен с вами у Валдберрис продажи упали, конечно не намного, но заметно. Сейчас они заманивают людей скидками. Я как то заказывал у них товар. Качество так себе. Но есть и стоящие вещи, но мало. Свернуть