Алкоголь приносит миллиарды в онлайне
Эксперты Group-IB оценили нелегальный российский рынок алкоголя в Интернете в 1,7 млрд рублей в год, сообщает РБК.
Данные за прошлый год получены путем оценки числа посетителей интернет-магазинов, незаконно торгующих алкоголем или его дубликатами (фальсификатами известных марок), и конверсии таких пользователей в покупателей. При этом эксперты допускают, что реальные нелегальные обороты могут быть значительно больше.
По данным Group-IB, сейчас в Сети работает более 3 тыс. алкомаркетов, действующих в обход российского законодательства. Средняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь в розницу с доставкой, составляет почти 6 тыс. человек в месяц. При конверсии, 0,6% (оценка Data Insight) и среднем чеке 1 тыс. рублей такие магазины ежемесячно зарабатывают от 107,5 млн рублей.
Также в Интернете работает более ста сайтов, реализующих оптом фальсификаты известных марок. Как правило, покупатели приобретают от пяти ящиков такой продукции, выяснили в Group-IB. Средняя стоимость одного ящика составляет 2,5 тыс. рублей, что в десять раз дешевле оригинальной продукции. Число посещений таких сайтов достигает 4,2 тыс. в месяц, а ежемесячный доход – 31,7 млн рублей. Вот и выходит, что по самым минимальным подсчетам, доходы розничных и оптовых нелегальных продавцов в Интернете составляют 139,2 млн рублей в месяц, или 1,7 млрд рублей.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков Вадим Дробиз посмеялся над цифрами исследования. Он считает, что нелегальный объем продаж алкоголя через Интернет составляет не менее 10 млрд рублей в год, при этом в 70–75% случаев речь идет о фальсифицированной продукции. Количество незаконных сайтов эксперт также оценивает значительно выше – не менее 10–15 тыс.
Руководитель направления Brand Protection компании Group-IB Андрей Бусаргин признает, что фактически цифры по нелегальным продажам алкоголя могут быть значительно выше приведенных. По его словам, в случае целенаправленного поискового запроса фальсифицированного алкоголя конверсия будет гораздо выше 0,6%. Кроме того, на показатель еще повлияет конец года: в канун новогодних праздников спрос на алкоголь значительно выше, а активность пользователей возрастает на 50%.
Ожидается, что онлайн-торговлю алкоголем запустят в три этапа. С 1 января 2018 года через Интернет могут разрешить продажу вина, игристых вин и шампанского с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения, пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, причем только производителями этого спиртного и оптовым звеном (но не компаниями розничной торговли), а также сельскохозяйственными производителями.