Наторговали на триллион. Российские маркетплейсы в ТОП-100 отечественных ритейлеров
Аналитическое агентство INFOLine назвало 100 крупнейших ритейлеров России по итогам прошлого года. Рекордный рост показали продажи маркетплейсов. Они выросли более чем в 2,4 раза, а объем продаж превысил 1 трлн рублей. Совокупный оборот сотни крупнейших ритейлеров за 2021 год, по данным рейтинга агентства INFOLine, вырос на 22,3% до 16,4 трлн рублей.
Ecommerce стал одним из драйверов ритейла в прошлом году. "Многие сети не развивали активно онлайн до 2019 года, а пандемия и временные закрытия магазинов сделали именно онлайн-продажи ключевым каналом продаж для спасения. Это поддержало рост маркетплейсов, так как многие поставщики стали напрямую продавать через них", — отметил глава агентства Иван Федяков.
Тройка лидеров российского ритейла осталась неизменной с прошлого года. На первом месте X5 Group (бренды: "Пятерочка", "Перекресток", "Чижик"), на втором − "Магнит" ("Магнит", "Гипермаркет "Магнит", "Магнит "Семейный", "Магнит косметик", "Моя цена" и приобретенная в 2021 году сеть "Дикси") и Mercury Retail Group ("Красное & Белое", "Бристоль", "Виктория").
При этом между третьим и четвертым местом − сетью DNS − по объему продаж оказывается маркетплейс Wildberries.
Однако INFOline решило не присваивать место продажам маркетплейса, сделанным по модели "витрина", то есть продажам товаров сторонних поставщиков. Место присваивается маркетплейсу только за продажу собственных товаров.
Так, маркетплейс Wildberries без указания места входит в первые строчки рейтинга с оборотом в России в 618,1 млрд рублей без НДС (рост на 96,2%). Он же с собственными продажами занимает 20-е место с выручкой 148,3 млрд рублей.
Оборот Ozon — 393 млрд рублей (без места) с ростом на 154,1% год к году и 18-е место с собственными продажами — 157,8 млрд рублей.
Если бы исследование учитывало общий объем продаж, Wildberries бы оказалась на 4-м месте, а Ozon на 6-м.
ТОП-15 российского ритейла по версии INFOLine выглядит так:
Группа компаний | Бренд | Место Топ-100 2021 | Изменение места 2021 | Выручка, млрд руб. без НДС | Динамика | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 2021 | 2020/2019 | 2021/2020 | ||||
X5 Group | Карусель, Пятерочка, Перекресток, Чижик | 1 | 0 | 1973,9 | 2202,9 | 14,3% | 11,6% |
Магнит, ПАО | Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит Семейный, Магнит косметик, Моя цена | 2 | 0 | 1510,1 | 1807,8 | 13,3% | 19,7% |
Mercury Retail Group Limited | Красное&Белое, Бристоль, Виктория | 3 | 0 | 906,8 | 933,5 | 18,1% | 2,9% |
Вайлдберриз, ООО | WILDBERRIES.RU | без места (маркетплейс) | – | 349,8 | 618,1 | 96,2% | 76,7% |
ДНС, ГК | DNS | 4 | -1 | 429,5 | 559,2 | 36,9% | 30,2% |
М.Видео-Эльдорадо, ГК | М.видео, Эльдорадо, m-mobail | 5 | -1 | 422,1 | 476,4 | 15,6% | 12,9% |
Лента, ООО | Лента | 6 | 2 | 445,5 | 475,8 | 6,7% | 6,8% |
Adeo Groupe | Leroy Merlin | 7 | 0 | 351,6 | 462,4 | 12,5% | 31,5% |
Холдинг OZON | Ozon.ru | без места (маркетплейс) | – | 168,6 | 393,0 | 154,1% | 133,2% |
Торгсервис, ГК | Светофор | 8 | -2 | 201,0 | 292,0 | 38,6% | 45,3% |
Auchan Retail Россия | Ашан, Ашан-Сити, Ашан Супермаркет, Атак | 9 | 1 | 254,9 | 260,4 | -10,7% | 2,2% |
Metro Group | METRO | 10 | 1 | 203,9 | 211,7 | 7,7% | 3,8% |
Retail Brands Collection | Fix Price | 11 | -1 | 156,1 | 187,1 | 32,0% | 19,9% |
О'КЕЙ, ГК | О'КЕЙ, О'КЕЙ-Экспресс, ДА! | 12 | 1 | 172,7 | 185,2 | 5,9% | 7,2% |
Вкусвилл, ООО | ВкусВилл | 13 | -4 | 114,3 | 162,5 | 38,2% | 42,2% |
IKEA Россия | IKEA | 14 | 0 | 123,1 | 157,3 | 6,7% | 27,8% |
Детский мир, ГК | Детский мир, Зоозавр, Detmir mini | 15 | 2 | 137,3 | 155,3 | 11,1% | 13,1% |
На ТОП-100 крупнейших сетей в 2021 году приходилась почти половина рынка (46,5%), а ТОП-10 крупнейших контролируют почти его треть (27,5%). Порог отсечения для попадания в рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 по итогам прошедшего года составил 22 млрд рублей.
В текущей геополитической ситуации делать прогноз на будущий год сложно, считает Иван Федяков, но ситуация однозначно изменится. По его мнению, в следующем году рейтинг покинут многие иностранные компании, приостановившие работу в России, а также те российские компании, которые не смогут работать в России без прямых контрактов.
Ранее агентство Data Insight опубликовало традиционный ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов. Первое место опять ушло к Wildberries – компания за год увеличила оборот почти вдвое – до 805,7 млрд руб. На втором месте оказался Ozon, на третьем – DNS.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
посмотрим на количество судебных обращений и на их результаты!