Маркетплейс хотел через суд взыскать с ПВЗ стоимость "утраченного" товара. Но судья наказал саму площадку
Wildberries заблокировал ПВЗ и вывез оттуда товар, а через некоторое время обратился в суд, требуя денег за недостачу. Хотя никакой ревизии, подтверждающей такие выводы, проведено не было.
И судья посчитал, что Wildberries требует деньги от партнера совершенно бездоказательно. Более того – в законности блокировки он также усомнился.
26 декабря 2022 года Wildberries неожиданно для владельца заблокировал один из московских ПВЗ.
Хозяин точки никак не ожидал подобного сюрприза: явных поводов к этому, по его мнению, не было никаких. Рейтинг высокий, долгов нет, конфликтов не возникало…
Тем не менее, Wildberries не принял никаких апелляций, быстро вывез с точки невыданные заказы.
При чем проводить ревизию под камерами и сверку остатков маркетплейс не стал.
А через некоторое время, 30 января 2023 года владелец ПВЗ получил на электронную почту список пропавших из заказов ценностей, за которым последовал иск в суд о взыскании денег за якобы утраченный товар на сумму 173 562 рубля.
Проанализировав список якобы утраченного, владелец бывшего ПВЗ очень разозлился, так как сразу увидел, что частично утеря этих заказов уже была им оплачена в 2022 году.
Остальное же было вывезено маркетплейсом в день блокировки, поэтому непонятно как оно оказалось в списке, причем по достаточно странным ценам.
Например, Wildberries требовал деньги за некую игровую клавиатуру стоимостью… 100 тысяч рублей!
Но самое главное – никаких ревизий, съемок вывоза товара не было, никакой признанной обеими сторонами документации не велось.
Маркетплейс на голубом глазу заявлял, мол, вы мне должны деньги за этот товар, потому что клиенты его не получили и у нас его нет.
С помощью юристов владелец ПВЗ написал возражения на иск.
Суд рассматривал дело в особом порядке – то есть без присутствия сторон и прений, только рассматривая документы. В последнее время именно так проходят все суды с маркетплейсами.
И судья пришел к нижеследующим выводам:
1. Совершенно непонятны причины блокировки ПВЗ. Wildberries не удостоил партнеров никаких предупреждений или объяснений, одним днем лишив точку доступа в рабочее приложение и вывезя товар. В качестве причины на портале было указано "Закрытие по решению компании". Поэтому суд определил действия маркетплейса как недобросовестные. Wildberries не предусмотрел механизма информирования о предстоящей блокировке, предоставления обоснования блокировки, предоставления возможности заявить возражения или устранить нарушения. Суд счел это несправедливым.
2. В договоре четко прописаны обязанности сторон, в том числе привоз и вывоз товара с документацией и под камерами ПВЗ. Когда невыданные заказы забирали с точки, представители маркетплейса сами отказались что-то документировать, снимать остатки, проводить сверку, просто забрали подготовленные коробки, и все. Проверить выгрузку данных, сделанную в специальном приложении для партнеров, тоже никто не может – ПВЗ был отключен от приложения. Соответственно, в список "утраченного" Wildberries мог включить что угодно – доказательств никаких.
"При таких условиях судом не могут быть сделаны выводы об утрате товара как таковой, а также утрате товара на заявленную истцом сумму", – сказано в мотивировочном заключении.
3. Странная история произошла с ценами на "утраченные" товары. Взять ту же игровую клавиатуру, за которую маркетплейс потребовал 100 тысяч. У производителя на сайте она стоит 7 тысяч рублей, средняя цена подобных клавиатур на Wildberries – от 4,5 до 7 тысяч рублей. Поэтому суд усомнился в адекватности запрошенной компенсации. Даже тут маркетплейс не предоставил достоверных данных о размере причиненных убытков.
4. Суд рассматривал ответчика исключительно как слабую сторону, зависимую от партнера – крупной компании. Блокировав владельцу ПВЗ доступ к рабочему приложению, маркетплейс лишил партнера возможности предоставлять доводы в свою защиту.
Поэтому в условиях данного дела с наличием соответствующих возражений ответчика, 23 января суд отказал Wildberries в иске полностью. Маркетплейс также должен будет оплатить госпошлину.
Решение суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Также читайте на нашем сайте:
- Роспотребнадзор вместо суда: Wildberries "добровольно" перечислил покупателю 16 тысяч, взысканные за возврат заказа
- Покупатель и Wildberries поспорили в суде из-за 75 рублей за возврат белых носков. Кто победил?
- Нижегородский Роспотребнадзор требует приостановить работу Wildberries – из-за требований маркетплейса оплатить возврат товара
- Роспотребнадзор через суд признал незаконным некоторые пункты в оферте Wildberries
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
В каких случаях маркетплейсы и селлеры несут ответственность за нарушения интеллектуальных прав и как возникающие проблемы решают суды?... Подробнее
... Подробнее