Власти предлагают запретить открывать новые ПВЗ Wildberries и Ozon
В Совете Федерации готовят законопроект, накладывающий ограничительные меры на маркетплейсы, чья доля превысит 25% на рынке онлайн-торговли.
Основная мера — запрет на открытие новых ПВЗ.
В АКИТ уже пригрозили, что инициатива затормозит развитие малого и среднего предпринимательства в России.
А вот некоторых владельцев ПВЗ новый закон, возможно, даже порадует.
Законопроект, который предлагает установить для маркетплейсов предельную долю на рынке и ограничивать их в открытии новых пунктов в случае ее превышения, уже готов, сообщают в Совфеде.
Доля маркетплейса на рынке будет вычисляться в зависимости от соотношения к объему всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год. Если она превысит 25% (такая вероятность существует на данный момент у Wildberries и Ozon) для маркетплейсов начнут действовать законодательные ограничения.
Законопроект не является особым новшеством.
Подобный принцип сейчас действует для традиционных торговых сетей. Им запрещено покупать или арендовать новые площади, если на них приходится от 25% товарооборота в регионе, городе, муниципальном районе или округе.
Правда, на данный момент эта законодательная норма не действует. Ее приостановили до конца 2024 года, чтобы сети могли занимать площади, оставленные ушедшими западными компаниями.
При этом маркетплейсы изначально не ограничены в открытии новых ПВЗ, и это дает им конкурентные преимущества по сравнению с традиционной розничной торговлей.
В комитете по экономической политике Совета Федерации, продвигающем законопроект, ранее горячо поддержали будущий закон о маркетплейсах в самой жесткой его редакции (той, где предусматривались изменения договора оферты не чаще раза в год).
Глава комитета Андрей Кутепов считает, что если не принять вовремя меры, то на рынке онлайн-торговли можно получить монополиста. Как получили на рынке такси, по его мнению.
Как отреагировали на новую законодательную инициативу профильные ведомства и организации?
В ФАС сообщили, что с проектом не ознакомлены, но в любом случае выступают за саморегулирование маркетплейсов.
Минпромторг, наоборот, считает, что отечественные ecommerce-площадки давно необходимо законодательно регулировать. Но отдельный закон для этого не нужен, норму по ограничению количества ПВЗ можно внести в готовящийся закон о маркетплейсах.
Президент АКИТ Артем Соколов ожидаемо не поддержал идею сенаторов. Ассоциация последовательно выступает против любых законодательных инициатив, касающихся онлайн-торговли. По его мнению, готовящийся закон вреден и избыточен, он принесет много ущерба как малому и среднему бизнесу, так и самим покупателям.
"В регионах, где компании интернет-торговли открывают распределительные центры, начинает более активно развиваться местный бизнес — например, логистические службы или пункты выдачи. Это также выгодно местному бизнесу, который торгует на площадке, поскольку логистика для них становится дешевле, раз не надо везти товар на склад в другой регион", – объяснил президент АКИТ.
Однако он упускает из виду, что ограничивать собираются только крупные маркетплейсы, открывая дорогу для менее крупных компаний.
Что касается самих владельцев ПВЗ, то, возможно, немалую их часть подобная инициатива бы только порадовала.
Несмотря на карты с рекомендованными зонами для открытия ПВЗ, нередко случается, что новые точки возникают в непосредственной близости от уже существующих, перебивая клиентуру и снижая доходность.
Бывали случаи, когда ПВЗ открывался в том же доме, причем владельцем его был… сам маркетплейс (Оборот.ру писал об этом).
Сейчас на фоне возникшего мифа, что ПВЗ – простой и доходный бизнес, конкуренция в этой сфере очень высока. И ее снижение предпринимателей, скорее всего, только порадует.
Недавно в ФАС заявили, что Ozon и Wildberries совместно заняли 80% рынка маркетплейсов. Однако эксперты сомневаются в правильности подсчетов антимонопольщиков. Впрочем, ФАС свой метод подсчета доли пока не обнародовала.
Также читайте на нашем сайте:
- Эротика и чужие персональные данные: Ozon будет штрафовать на 100 тысяч рублей за съемку в ПВЗ
- Wildberries начал борьбу с подменами в ПВЗ. Работники пунктов выдачи недовольны
- Захлебнулись картоном: некоторые ПВЗ Wildberries стали напоминать пункты сбора макулатуры
- Доходы селлеров и владельцев ПВЗ падают на фоне роста выручки маркетплейсов
- Суровый закон против маркетплейсов. Госдума решила защитить селлеров и ПВЗ от произвола
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Андрей Пасынков председатель совета директоров, Ассоциация Поддержки и Развития Интернет-Торговли (АПРИТ) |