подписка
Подписаться
07/12/2021

Курьеров и водителей — в штат! Евросоюз собирается отрегулировать "платформенную занятость"

Курьеров и водителей — в штат! Евросоюз собирается отрегулировать "платформенную занятость"

В Евросоюзе собрались законодательно отрегулировать так называемую "платформенную занятость" — то есть трудовые права работников, сотрудничающих с сервисами посредством специальных приложений. Таким образом более 4 млн. человек, обслуживающих сервисы доставки еды и агрегаторы такси, могут быть переведены в категорию штатных сотрудников. Цифровые платформы в свою очередь угрожают массовым закрытием рабочих мест в случае принятия закона.

Термин "платформенная занятость" появился не так давно. Технологические компании сотрудничают с курьерами или таксистами с помощью специальных приложений, передавая им заказы и начисляя оплату за их выполнение. Такие работники не являются штатными сотрудниками данных компаний, соответственно им недоступны социальные гарантии, уволить их могут даже не одним  днем – одной минутой, просто заблокировав вход в приложение.

Технологические компании объясняют то, что не берут сотрудников в штат, заботой о самих же работниках — тем якобы предоставляется полная свобода в выборе рабочего графика, сотрудничестве с несколькими сервисами и т.п. Однако Еврокомиссия считает, что таким образом сервисы нарушают трудовые права людей, лишая их социальных гарантий, минимальной заработной платы и соблюдения трудового законодательства в их отношении.

Законопроект, как ожидается, будет обнародован в ближайшие дни. Журналисты Bloomberg ознакомились с проектом и выяснили следующее.

Новые правила гарантируют, что любой работник, чей труд контролируется цифровой платформой, может по умолчанию считать себя штатным сотрудником, независимо от того, как он называется в своем контракте и есть ли у него этот контракт.

Если технологическая компания решит заявить, что он не является наемным работником, именно на нее ляжет юридическое обязательство доказать это.

Законодательство устанавливает пять критериев, по которым сотрудник будет считаться наемным работником данного сервиса:

  • установление фиксированной оплаты труда работников,
  • установление стандартов внешнего вида и поведения,
  • постоянный контроль качества работы,
  • ограничение возможности принимать или отказываться от заказов,
  • ограничение возможности создания клиентской базы.

Выполнение хотя бы двух пунктов из пяти — признак наемного труда.

Согласно приблизительным подсчетам авторов законопроекта, до 4,1 миллиона курьеров и таксистов таких компаний, как Uber, Deliveroo и Bolt, могут быть переведены в категорию штатных сотрудников. Еще 3,8 млн человек останутся в статусе самозанятых.

Цифровые платформы выступили категорически против предложения комиссии, которое, по их утверждению, приведет к массовым потерям рабочих мест.

Новый закон принесет огромные финансовые издержки – более €4,5 млрд в год. Также они пригрозили, что вынуждены будут поднять тарифы, а это скажется на спросе и падении зарплат самих курьеров и таксистов.

В пример они приводят Испанию, где законодательно принудили сервисы по доставке еды взять в штат своих курьеров. В результате страну покинул сервис Deliveroo, а другие приложения по доставке продуктов питания подняли тарифы и сократили рабочие места.

Еврокомиссия в пояснительной записке к законопроекту написала, что в случае его принятия действительно имеются потенциальные риски. В частности, невозможно предугадать количество сокращенных рабочих мест, также изменения в правилах могут "негативно повлиять" на определенные условия труда работников. Правила также, вероятно, увеличат тарифы на доставку еды и поездки на такси, поскольку цифровые платформы будут перекладывать возросшие затраты на пользователей.

Тем не менее, в Еврокомиссии считают, что законопроект — наиболее эффективный способ улучшить условия для работников и помочь им получить доступ к социальным гарантиям.

Государства-члены ЕС при этом могли бы ежегодно получать около €4 млрд в виде новых налоговых поступлений и взносов на социальное обеспечение.

Отметим, что Еврокомиссии при принятии законопроекта потребуется заручиться поддержкой стран, входящих в Евросоюз, а также Европарламента. Но, судя по тенденциям, закон будет поддержан.

Между тем, в РФ технологические компании также ссылаются на принципы "платформенной занятости", когда не берут курьеров в штат.

Пример тому — недавнее интервью операционного директора Delivery Club Артема Ишонина, который уверен, что трудовой договор будет только мешать курьерам.  По его словам, "платформенная занятость" — это новый сегмент рынка труда, он дополняет традиционные формы занятости доступной и гибкой возможностью найти подработку.

На данный момент российские законодатели не планируют регулировать "платформенную занятость", подобных законопроектов не создано. Однако они постоянно следят за законодательными новшествами в ЕС и стараются перенимать те, которые можно адаптировать для нашей страны. Тем более, если это касается трудовых прав и соцгарантий.

Поэтому принятие закона о регулировании "платформенной занятости" в ЕС может дать определенный сигнал российским технологическим компаниям, что экономить на соцгарантиях для курьеров и таксистов больше не получится.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
Константин Мартыненко
основатель; CEO, RuChef / Gritomatic
15/05/2023
Что будет с ecommerce в 2021, 2022 и 2023? Описываем непростое, но интересное будущее - обсуждение 6
Думаю, российские маркетплейсы заимствовали формулу того же Амазона. Ее можно сформулировать как обращение к продавцам: «Это не ваши клиенты, это наши клиенты». И это все меняет. Больше нет прямых отношений продавец-покупатель. Есть связка продавец-маркетплейс и связка маркетплейс-покупатель, обе под полным контролем маркетплейса. В этой парадигме продавцы будут дискриминированы. Для маркетплейса продавцы - бесправные рабы. («Не нравится - вали»). А вот покупателей маркетплейс должен сохранить любой ценой. Желательно за чужой счет.  Свернуть
Думаю, российские маркетплейсы заимствовали формулу того же Амазона. Ее можно сформулировать как обращение к продавцам: «Это не ваши клиенты, это наши клиенты». И это все меняет. Больше н Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции
09/12/2021
Создатель Performance Group Артур Зеленый запускает сервисы по доставке еды за границей
Один из самых успешных игроков российского рынка готовых рационов имеет планы по доставке готовых блюд в Великобритании, США, ОАЭ и Германии. Первый проект откроется в 2022 в Лондоне. Рассказываем, что еще известно... Подробнее
Главная Новости Открытие бизнеса Первые шаги
06/12/2021
Китай и всё остальное: зачем Alibaba Group делит свой ecommerce на две компании?
Два основных направления деятельности компании в области электронной торговли станут отдельными компаниями China Digital Commerce и International Digital Commerce. Разбираемся, кому и что достанется в ходе этого... Подробнее
02/12/2021
Покупать могут только люди! В США законодательно запретят резервировать и заказывать товары через ботов
Многих товаров в этом году мало. И ушлые перекупщики используют софт, чтобы выкупать их первыми, а потом продать дороже. Группа сенаторов внесла в парламент законопроект, запрещающий использование ботов для покупки товаров в Интернете... Подробнее
Александр Плюсков
Со-Редактор, Oborot.ru
30/01/2021
Почему подорожали контейнерные перевозки из Китая в Европу? Виноваты COVID-19 и сварщики - обсуждение 4
Перейти к исходному сообщению
Буря в стаканах авторов. Только что получил с АлиЭкспресс товар - шел рекордные по скорости 10 дней. Повезло ? Думаю, это просто "экспертная" аналитика . Страшная , беспощадная и никому не н Еще...
Буря в стаканах авторов. Только что получил с АлиЭкспресс товар - шел рекордные по скорости 10 дней. Повезло ? Думаю, это просто "экспертная" аналитика . Страшная , беспощадная и никому не нужная. Свернуть
Евгений Ермолов  Евгений Ермолов Собственно, самозанятое лицо


Евгений, в статье речь идёт о поставках КОНТЕЙНЕРАМИ, а не в посылках поштучно. Верю, что вы получили заказ весом n кг без проблем. Пару тонн можете?

AliExpress действительно привозит свои посылки в Россию собственными самолетами. Но основной грузопоток по этому каналу направить невозможно. Места в небе не хватит, я уже не говорю о наличии свободного места самолетах. Свернуть
Буря в стаканах авторов. Только что получил с АлиЭкспресс товар - шел рекордные по скорости 10 дней. Повезло ? Думаю, это просто "экспертная" аналитика . Страшная , беспощадная Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции