Курьерам нечего будет доставлять из-за нехватки водителей фур. Новые вызовы для ecommerce на рынке труда
В 2021 году бизнес столкнулся с острой нехваткой рабочей силы. Активность компаний в поиске и наборе нового персонала была выше, чем в аналогичный период до коронавируса. А вот сотрудники могут позволить себе выбирать отрасль по душе, отдавая предпочтение стабильным. Конкуренция за кадры и инфляция привели к росту зарплат. Пандемия напомнила работодателям, что люди — их главный ресурс.
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации обсудила рынок труда в логистике и ритейле. Telegram-канал "Свободная касса" резюмировал главные вопросы, которые там были подняты:
- Курьеров не хватает. Это начало ощущаться еще в первые месяцы пандемии, когда трудовые мигранты покинули страну.
- Более того, не хватает квалифицированных водителей для междугородней доставки товаров.
- Магистральными перевозками занимаются в основном мелкие компании, которые не имеют современных стандартов найма.
- В сфере таких перевозок вообще не хватает стандартов: уровня загрузки фур, цен, качества и т.д.
- Из-за этого водители фур уходят в другие области занятости. Руководитель "Национального совета такси" Наталия Лозинская даже заметила, что такими темпами в отдаленных городах "нечего будет доставлять курьеркой".
С этими же тезисами перекликается недавний обзор портала SuperJob. Он подвел итоги года на рынке труда ритейле, логистике и ecommerce, и описал свои выводы на перспективу.
Как персонал традиционной розницы перетекает в ecommerce
Линейный персонал адаптировался к распространению онлайн-торговли: продавцы и кассиры массово переквалифицируются в сборщиков заказов.
Развитие ecommerce в 1,5 раза повысило спрос на менеджеров по продажам другим бизнесам, на специалистов по закупкам — в 3 раза.
И Call-центры тоже массово набирают сотрудников: боты пока не научились эффективно консультировать и решать проблемы с поставками.
В службах доставки высокий спрос на персонал на фоне высокой текучести
Спрос на курьеров продолжает расти. В целом по России вакансий за год стало больше в 5 раз. В Москве пеший курьер способен заработать до 90 тыс. руб. в месяц, автокурьер — до 150 тыс. руб. Сервисы доставки и их call-центры массово нанимают персонал. Но и текучка тут, соответственно, очень высока.
Эксперты все чаще говорят о бесперспективности подобной работы для карьерного и профессионального роста, однако высокие зарплаты продолжают способствовать переходу людей на позиции курьеров, например, со строек или промышленных предприятий.
Логистика: высокий спрос на складских рабочих и водителей
Рынок труда в логистической отрасли тоже растет благодаря развитию ecommerce и сервисов доставок.
Вакансий в сфере складского хозяйства за год стало больше на треть, в сфере автоперевозок — более чем в 2 раза. Зарплаты выросли на 15 и 14% соответственно — работодатели повышают оклады, стремясь снизить высокую текучесть, т.к. персонал выбирает между логистическими компаниями-конкурентами.
В 2022 году работодатели продолжат совершенствовать процессы привлечения и удержания кадров, спрос на линейный персонал будет по прежнему высок.
Удаленка: работать на дому оставили наиболее эффективных, растет региональный подбор дистанционных сотрудников
За время пандемии бизнес сделал выводы, кто может эффективно трудиться дистанционно. По данным на начало декабря, сотрудники, работающие удаленно из-за пандемии коронавируса, сегодня есть в 42% компаний. Это меньше, чем год назад (в декабре 2020 года было 51%), но больше, чем, в сентябре 2021 года (24%). Чаще всего в 2021 году на удаленке оставляли программистов, бухгалтеров и менеджеров по продажам. Дистанционные работники жалуются на увеличение нагрузки, но при этом не хотят возвращаться в офисы.
Бизнес прочувствовал, что такое дефицит кадров
Роботы пока не в состоянии полностью заменить человеческий труд, а потому главный ресурс на рынке труда — по-прежнему люди, и пандемия напомнила работодателям об этом. Более года компании испытывают сложности с привлечением и удержанием персонала. Соискатели стали заметно реже соглашаться на невыгодные для себя условия труда и оплаты.
В непростых экономических условиях бизнес немного "раскрутил гайки": компаний с агрессивной корпоративной культурой стало меньше, работодателей стали больше беспокоить вопросы вакцинации и здоровья персонала.
Работники тоже стали относиться к проблемам руководства с большим пониманием: чаще одобряют принятые решения, реже жалуются.
Привлекая персонал, компании усилили работу над HR-брендами, развивают реферальные программы, стали более лояльны по отношению к уволившимся сотрудникам.
Опросы фиксируют снижение дискриминации по отношению к кандидатам, относиться к рекрутерам тоже стали с большим пониманием.
QR-коды стали новым преимуществом. Но, судя по количеству вакансий, далеко не главным, работодатели понимают, что вопросы вакцинации решаемы, главное — найти эффективного специалиста.
Повышение зарплат в начале 2022 года будет, а вот 4-дневка или 7-часовой рабочий день — вряд ли. Премии по итогам года планируют 4 из 10 работодателей, причем в каждой пятой компании будут премировать всех сотрудников.
Читайте также другие новости по теме:
- В России уже не меньше 1 млн курьеров, но нужны еще: какие зарплаты им предлагают в разных городах страны
- Data Insight: 4 крупнейших маркетплейса выполнили почти половину всех онлайн-заказов в 2020 году
- Комплектовщик: зарплата в Москве и регионах России
- Работа курьером: какая ситуация на рынке труда, как компании привлекают соискателей и какие прогнозы на будущее
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.