подписка
Подписаться
14/12/2023

Китайские авто завоевали российский рынок. Но запчастей к ним нет

Китайские машины стремительно заполняют наш рынок, наши улицы и дороги. Но о масштабных поставках комплектующих к ним никто до сих пор не задумывался.

И сегодня проблемой является не только скорость получения таких запчастей из КНР.

Часто сложно понять, что именно надо заказать. И даже если вы не ошиблись, оформляя заказ, не факт, что вы получите деталь, которая подойдет к вашей китайской машине.

После ухода с российского рынка западных производителей легковых автомобилей, единственной альтернативой российскому автопрому остались китайские машины. За январь — октябрь 2023 года в России было продано 406 тысяч авто под брендами компаний из КНР, сообщил "Автостат".

Автомобили и запчасти к ним стали ключевым драйвером бурного роста контейнерного импорта из Китая в РФ в этом году. Объем таких перевозок вырос на порядок и достигает 17–18% всего контейнерного импорта.

Но сейчас дилеры и владельцы китайских авто пытаются восполнить дефицит запчастей к ввезенным автомобилям, который оценивается экспертами в 70-80% от необходимого количества деталей.

Попробуем рассмотреть, как развивалась и развивается ситуация.

Налетай! Китай!

За 2022 год суммарная выручка семи основных китайских производителей в России выросла на 91%, до 346 млрд рублей.

Таким образом от потерь в 2021 году китайский автопром на российском рынке перешел по итогам прошлого года к суммарной прибыли в размере 79 млрд рублей.

Китайцы суммарно заработали в России больше, чем немецкие и южнокорейские автопроизводители, царившие в России в 2021 году.

Сейчас у автоконцернов из КНР практически не осталось конкурентов на российском рынке.

По продажам брендов в России по-прежнему лидирует отечественная "Лада".

Но вот второе и третье места прочно заняли "китайцы" – Chery и Haval. Подбираются к лидерам Geely и Exeed.

"Яндекс" уже пересаживает свой таксопарк на Chery, о чем представители компании рассказали в ежегодном отчете.

китайские запчасти

Машина – есть. Запчастей – нет

Китайский автопром не дал российским автолюбителям испытать проблем с наличием легковушек из-за санкций.

Однако возникла другая проблема – дефицит запчастей. Продажи автомобилей резко выросли, а пополнить запасы деталей с такой же скоростью не получилось.

Представители дилерских центров и эксперты сообщают, что комплектующие приходится ждать по нескольку месяцев, а их стоимость зачастую не отличается от цены европейских деталей.

Автоконцерны стран ЕС за много лет создали в России эффективную сеть дилерских центров с оперативной логистикой, местных специалистов обучили ремонту и обслуживанию авто. А инфраструктура обслуживания китайских автомобилей создается буквально с нуля на коленке.

Официальных дилерских центров у новых для россиян брендов мало.

Вообще, единственный китайский производитель, у которого есть в России производство, – Haval. Он открыл завод в индустриальном парке "Узловая" в Тульской области.

Поблизости, в Беларуси, есть еще производство у Geely.

В итоге, очень большая роль в плане ремонта китайских машин отведена сейчас независимым СТО. А они, выступая как частные покупатели, порой ждут новую запчасть столько же, сколько клиенты AliExpress – по 1,5 месяца и дольше. И эксперты считают, что насытить рынок запчастями, обеспечив постоянное наличие самых востребованных, удастся минимум через два года.

Кстати, официальные дилеры, занимающиеся продажей китайских авто, опровергают панические настроения автовладельцев. То, что чаще всего ломается, у них обычно в запасе есть, утверждают они.

Если разобрать современный автомобиль, получится примерно 10 тысяч деталей. Но наиболее ходовые — только 100 из них.

Эти запчасти почти наверняка будут у дилера или их можно будет оперативно получить с российского склада представительства брендов.

Проблемы возникают, если требуется одна из оставшихся 9900 деталей. Тогда нужно ждать.

Именно поэтому эксперты считают, что российский рынок автозапчастей испытывает дефицит в 70-80% от необходимого каталога.

Владельцы машин жалуются не только на длительность ожидания запчастей из КНР, но и на то, что часто привозят не те комплектующие, которые требуются.

Самая распространенная история: человек по каталогу заказывает деталь, а ему приходит совершенно неподходящий узел. Почему?

Да потому, что его модернизировали, а предупредить об этом забыли, каталожный номер не поменяли, объясняют эксперты.

Китайские автопроизводители быстрее всех в мире модернизируют машины. Обновление модельного ряда настолько быстрое, что уже через пару лет легче не ремонтировать машину, а купить новую.

Иногда мастера на независимых СТО и вовсе не понимают, что за деталь и для чего она предназначена:

"Доводилось снимать запчасть с исправной машины и отправлять ее в Китай, чтобы там на месте разобрались, что это, и прислали несколько таких же".

Особенность китайского автопрома в том, что запасные части для большинства моделей не взаимозаменяемы и не унифицированы, что создает огромные сложности с обеспечением этих автомобилей запасными частями и их ремонтом.

Помимо проблем с доставкой, наблюдаются трудности с обеспечением аппаратурой и инструментами для ремонта.

Очевидно, что китайцы не были готовы к работе с Россией в таких объемах. Но и россияне не подготовились: в стране нет китайских "разборов" – мест, где можно приобрести запчасти от подержанных автомобилей, поскольку до недавнего времени большинство китайских брендов не присутствовало в России в значительном количестве.

Еще одна сложность с заказами – из-за трудностей перевода. Иногда из-за недопонимания случались действительно анекдотичные ситуации.

В странах, чьи компании ушли из России, была налажена система электронных каталогов: можно вбить VIN-номер автомобиля, выбрать деталь и заказать ее. У китайских компаний каталогов либо нет, либо есть — но "отсутствует грамотный перевод на английский, не говоря уже о русском", жалуются независимые СТО.

Электронные каталоги в Китае есть, рассказывают официальные дилеры. Просто из-за особенностей ведения бизнеса китайские поставщики не делятся ими с независимыми СТО. Да и вообще неохотно подключают непонятно кого к своему программному обеспечению.

Но все вышеописанные трудности решаемы, и ситуация наладится через несколько лет, считают дилеры. Запчасти уже шлют полными контейнерами, восполняя перегруженность железных дорог.

Для официально представленных в России машин поставками деталей занимаются бренды. У марок, которые на рынке давно, уже есть центральные склады, ассортимент которых расширяют, а все новые заявили о начале формирования подобных.

Ведь китайский автопром в России всерьез и надолго.

Наполеоновские планы китайских брендов

Автоконцерны из Китая в 2024 году собираются реализовать в России в общей сложности почти 1,2 млн новых легковых автомобилей. Об этом сообщается в презентации профессионального сообщества "Автомаркетолог".

Больше всех, согласно презентации, планирует продать Chery – 200 тысяч машин, на 2-м месте – Changan с заявленным планом в 180 тысяч автомобилей, на 3-м – Haval (150 тысяч единиц), на 4-м – Geely (110 тысяч авто).

Далее с большим отрывом идут Exeed и Omoda, которые собираются реализовать здесь по 60 тысяч машин. Обе марки являются суббрендами Chery.

Однако российские эксперты относятся к этим планам скептично, оценивая общие возможности покупательского спроса на Китай в 750 –800 тысяч единиц в будущем году.

Тем более, что уже сейчас у автодилеров и дистрибьюторов стали накапливаться китайские машины на складах в России, фиксирует "Автостат". По мнению экспертов, запас составляет примерно 175 тысяч авто.

Кроме того, прогнозируют в "Автостате", если сейчас рынок зафиксировался на уровне продаж 110 тысяч авто в месяц, то в январе-феврале 2024 года ожидается спад.

На ситуацию влияет ряд факторов — повышение ключевой ставки, снижение объемов кредитования, а также летнее повышение утильсбора.

В ближайшие месяц-три, особенно если ставка ЦБ будет поднята еще раз, будет спад продаж. Декабрь еще будет чуть выше ноября, это традиционно сильный месяц для продаж, а в январе-феврале продажи пойдут вниз.

Между тем, на 25% в среднем выросли цены на остатки немецких авто премиум-класса в России за 2023 год: новых поставок нет уже давно, а завезенные до 2022-го продают по бешеному прайсу. Теперь они более старые, но, так сказать, "выдержанные" и стоят дороже.

Сейчас рынок немецких авто претерпевает кризис: активных продаж нет как внутри Германии, так и за рубежом. Немецкие компании остановили в РФ производство и распродали активы.

А Россия как раз и была одним из главных потребителей "мерсов", БМВ и "ауди".

Итоги проверки подорожания в процентном соотношении с начала по конец 2023 года:

— Mercedes-Benz C-класс 180 — 46%
— Maybach S 680 — 18%
— BMW X7 — 34 %.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
19/12/2023
Крупнейшие интернет-магазины ювелирных изделий в России: ТОП-5 по версии INFOLine
Wildberries - среди лидеров по онлайн-продаже ювелирных украшений, а Ozon растет быстрее всех. Но первое место не у них. Кто еще попал в лидеры рейтинга INFOLine в этом сегменте розничного рынка?... Подробнее
14/12/2023
ТОП-50 ресторанов Москвы от Яндекс Еды: сервис представил собственный гид по общепиту столицы
Изначально в списке было 30 тысяч (!) заведений, в лонг-лист прошли 300 из них. После прошло голосование в двух форматах, 70 экспертов голосовали на специальном сайте, а пользователи сделали выбор через опросы... Подробнее
13/12/2023
Покупай, если не чушпан! Онлайн-ритейл оперативно отреагировал на мегапопулярность сериала "Слово пацана"
На волне популярности сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" на маркетплейсах начались активные продажи различного мерча, от футболок с фразами до ретро-одежды, похожей на шмотки персонажей. А есть и удивительные предложения... Подробнее
Василий Захаров
Главный, custom bar
28/11/2023
Сергей В.
Коммерческий Директор, Торговля (Домашняя и офисная техника, мини-компания)
23/08/2023
Покупательница Ozon вернула через суд двойную стоимость контрафактных духов - обсуждение 2
Тут хотя бы российское ООО "Фрагрансез", тут хоть как-то можно притянуть российские законы. Но на "Озоне" много иностранных продавцов, например из Китая и Озон на все претензии отвечает: "Сами связываетесь с продавцом, сами возвращайте ему товар, сами разбирайтесь, мы здесь ни при чем." Свернуть
Тут хотя бы российское ООО "Фрагрансез", тут хоть как-то можно притянуть российские законы. Но на "Озоне" много иностранных продавцов, например из Китая и Озон на все Еще...