подписка
Подписаться
20/09/2021
Как курьеры доставки еды в Нью-Йорке работают и защищают себя

В Нью-Йорке курьеры доставки еды стали настоящим общественным движением, их численность достигла 65 тыс. человек. Это население крупного районного центра, если судить по российским меркам.

Вокруг доставки еды в неофициальной столице Америки выросла огромная инфраструктура, зачастую организованная самими курьерами: мастерские по ремонту электровелосипедов, специально оборудованные точки отдыха и хранения транспорта на подземных парковках. Поскольку на доставщиков регулярно нападают, они обмениваются информацией в чатах, на мостах выставляют дозорных, а также сами ловят воров.

Мост Уиллис-бридж, почти километр длиной, являлся настоящей ловушкой для курьеров – там вечером на неосвещенной велодорожке на них постоянно нападали грабители, охотящиеся за дорогими электровелосипедами. Тогда курьеры организовали групповые поездки через этот мост. Дежурные у моста ждут, пока соберется достаточное количество сотрудников на велосипедах, которые затем вместе отправляются по мосту, освещая дорогу фарами. Дежурные наблюдают за их поездкой, готовые в случае нападения включить мегафоны и сирены.

Инициаторами проекта переправы через мост стали действующие курьеры Сезар и Серхио, у которых за два месяца похитили два велосипеда. Обращения в полицию ничего не дали. Тогда они создали группу в Facebook, через которую и узнали, что такие нападения на мосту – в порядке вещей и что звонить 911 бесполезно. Официально в 2020 году полиция зарегистрировала 332 кражи велосипедов с нападением на курьеров. Однако доставщики рассказывают, что это не показатель, зачастую полиция отговаривает их писать заявление, мол, бесполезно.

По данным активистов, у 54% курьеров крали велосипеды, а каждый день они фиксируют по 50 случаев нападений и грабежей. Иногда все заканчивается очень печально: в марте курьер DoorDash Франсиско Вильяльва Витинио был застрелен из-за своего велосипеда.

Потеря велосипеда для курьера доставки еды – это большой удар. Мало того, что тот стоит как месячная с лишним зарплата, это еще и основной инструмент заработка. Курьерам в Нью-Йорке приходится преодолевать большие расстояния и передвигаться пешком не вариант.

Однако у 65 тыс. доставщиков еды в Нью-Йорке есть масса проблем, кроме нападений грабителей.

Работодатели постоянно удлиняют им маршруты, заработная плата колеблется в зависимости от непредсказуемых факторов, приложение ставит курьерам невыполнимые временные рамки для доставки еды, курьерам приходится ездить по общим дорогам, из-за чего возникают опасные ситуации, работа не зависит от погодных условий – доставить заказ нужно за одинаковое время что под проливным дождем, что в жару…

А еще приходится унизительно справлять нужду "под кустиком", потому что в ресторанах, выдающих заказы, не разрешают пользоваться туалетом. Не слишком отличается от условий труда российских курьеров доставки еды, не так ли?

При этом некоторые курьеры предпочли обращаться в официальные органы, например, в мэрию, чтобы призвать их защитить права рабочих.

Но, как мы уже говорили, Сезар и Серхио сами организовали такие гражданские патрули, которые позволяют курьерам переехать через мост в безопасности. Трансляция с такого мероприятия велась в режиме онлайн на странице Deliveryboys в Facebook. Желающие зрители могли пожертвовать любую сумму организации – на поддержку волонтеров, организовывающих группы для переезда, на закупку еды – курьерам предлагали небольшой перекус, бутерброды и газировку, пока набиралось необходимое количество для поездки.

К трансляции в Интернете подключилось несколько тысяч зрителей.

В час ночи к группе подъехал курьер с раной на руке. Только что, пока он ждал зеленого света на перекрестке, к нему подскочил человек с ножом и потребовал отдать велосипед. Курьер смог уехать, но был ранен в руку. Ему вызвали полицию и скорую, но он отказывался ехать в больницу, хотя потерял очень много крови. В результате другие курьеры убедили его обратиться к врачам, пообещав следить за велосипедом. Пострадавший забрал его на следующий день.

Курьеры поясняют: как только они приспосабливаются к трудно выполнимым условиям работы в службе доставки, их работодатели начинают требовать большего. К примеру, когда некоторые курьеры приобрели электровелосипеды, чтобы привозить еду быстрее и выполнять больше заказов, сервисы доставки скорректировали свои требования, сделав электровелосипеды практически необходимым условием для приема на работу. Причем, конечно же, приобретать электровелосипед курьер должен себе сам.

Сейчас большинство курьеров предпочитает велосипед Arrow, стоимость которого может доходить до $2,5 тыс., а скорость – до 45 км/ч. Теперь им приходится ездить по дорогам наравне с автомобилями и грузовиками. Но снизить скорость нельзя, иначе приложение может ввести штрафные санкции.

В допандемийный период большинство курьеров в Нью-Йорке работало при ресторанах, которые отправляли их с заказами постоянным клиентам по соседству. Зарплаты были невысокими, но рестораны предоставляли бесплатное питание и место, где можно перекусить, а также пускали в туалет.

Сейчас все перехватили агрегаторы, такие как DoorDash или GrubHub. Некоторые курьеры по-прежнему работают при ресторанах, однако прямых заказов там мало и поэтому приходится подрабатывать.

Конечно, отдельные рестораны не могут предложить любому клиенту заказать яичницу с беконом и доставить ее за 50 кварталов почти бесплатно. Эта бизнес-модель для них убыточна. А вот агрегаторы предлагают клиентам приложений такой заказ, ссылаясь на то, что алгоритмы и масштабирование помогут сделать модель прибыльной. Однако на данный момент этого еще не произошло. Ни один из сервисов доставки еды не является стабильно прибыльным, выплывая только за счет венчурного капитала. То же самое сейчас происходит и в России, где агрегаторы постоянно требуют инвестиций.

На данный момент в Нью-Йорке работает три сервиса-гиганта по доставке еды: DoorDash, Uber Eats и Grubhub. Их присутствие на рынке примерно одинаковое, то есть компании забирают себе примерно по трети заказов. Каждая из компаний предлагает курьерам сдельную модель заработка – то есть оплачивается каждое исполнение заказа. Также работников поощряют за быстрое выполнение заказа, штрафуют за медленное, а также за опоздания и так далее. Курьеры называют приложение "призрачным боссом": оно тщательно следит, не опоздал ли сотрудник, но если тому потребовались деньги на ремонт велосипеда или он заболел, приложение притворяется, что его нет.

Хотя курьерам предоставляется перерыв на обед, сервисы доставки совершенно не заботятся о том, где те будут обедать. Поэтому те сами, силами своего неофициального профсоюза, организуют такие точки, обычно в гаражах. Еду курьер должен купить себе сам, но в таком гараже он найдет парковку для своего велосипеда с возможностью зарядить его, стол и стул, вешалку и даже сушку для одежды, а также туалет. По идее, такие пристанища для курьера бесплатные, но поскольку сами организаторы платят аренду, курьеры обычно неплохо донатят им. Ведь раньше им приходилось обедать в ресторанах или в отделениях банков, первое стоило куда дороже, а во вторых не было туалетов.

На что нужно потратиться курьеру в Нью-Йорке? В первую очередь – на велосипед и зарядку, а затем и на техобслуживание своего двухколесного источника заработка, поскольку дороги Нью-Йорка отнюдь не везде такие ровные, как в голливудских фильмах. Работники даже за собственный счет покупают брендированные сумки-холодильники.

DoorDash утверждает, что его курьеры на Манхеттене зарабатывают $33 в час, включая чаевые (около 2,4 тыс. рублей), но если учитывать расходы, курьеры получают не больше $8 в час (580 руб.), утверждают профсоюзные активисты. И то этот результат не учитывает, сколько времени курьер проводит в простое, то есть в ожидании между заказами.

При этом сами курьеры для нью-йоркских сервисов доставки еды являются не штатными сотрудниками, а независимыми подрядчиками. Поэтому для них не работает система социальной поддержки: никаких отпускных, больничных и страховых отчислений для них не предусмотрено.

До недавнего времени электровелосипеды на дорогах Нью-Йорка находились под фактическим запретом. Складывалась абсурдная ситуация: сервисы доставки требовали ездить на электровелосипедах, а полиция ловила курьеров и штрафовала. Только во время пандемии, когда доставка стала необходимой для выживания города, мэр Блазио сжалился и легализовал электровелосипеды.

Большинство курьеров в Нью-Йорке – мигранты. Они считают работу в сервисах доставки еды временной, планируя поработать там несколько лет, чтобы накопить на дом в Гватемале или другой стране третьего мира. И затем они планируют вернуться. Но в действительности эти планы не всегда осуществляются: многие оседают в Нью-Йорке, обзаводятся семьями, друзьями.

Они начинают объединяться не только в неофициальные группы, но и в официальные профсоюзы. Так, они смогли провести несколько крупных митингов за права курьеров доставки еды. Им удалось продвинуть несколько законопроектов в мэрии, которые пока на стадии рассмотрения. Например, курьерам планируют установить минимальную заработную плату, а также позволить самим выбирать маршруты передвижения.

Некоторые сервисы также начали переговоры с курьерами. Так, DoorDash объявил, что почти 200 (это из 18 тысяч-то) обслуживаемых им ресторанов позволят работникам доставки пользоваться своими туалетами. Также они обещали сделать в приложении кнопку вызова экстренной помощи.

Неофициальные группы активистов, как группа Сезара и Серхио, по-разному относится к официальным профсоюзам. Некоторые считают, что именно контакты с официальными лицами в мэрии помогли бы решить многие трудовые споры. Однако другие не верят в возможность политиков, потому что, по их мнению, это все бесполезно, и предпочитают действовать самостоятельно.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
Данил Шелехов
Руководитель, Яндекс.Маршрутизация
28/10/2021
День в день, экспресс или по клику? Какими бывают временные интервалы доставки и как выбрать свой
В последнее время пользователи привыкли заказывать продукты онлайн и получать их в течение 1-2 часов. Означает ли это, что теперь любому бизнесу нужно привозить товары в такие короткие сроки? Кому подойдет доставка по запросу, а кому — на следующий день? Как выбрать подходящий временной интервал и оптимизировать процесс, рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы «Яндекс.Маршрутизация».... Подробнее
20/09/2021
Не сотрудник, а "зависимый подрядчик". Как в России хотят оформлять отношения водителей, курьеров и других самозанятых с похожими на Uber платформами
Эксперты Финансового университета при Правительстве РФ предлагают использовать промежуточную модель трудовых отношений: устойчивого партнерства или "зависимых подрядчиков". Что им будет должна платформа?... Подробнее
16/12/2020
Курьеры Яндекс.Еды и Delivery Club требуют зимнюю рабочую одежду (дополнено)
Зимних курток не будет!!! Такое объявление встречает сотрудников на складе. А ведь в прошлые годы обе компании обеспечивали доставщиков еды теплыми куртками... Подробнее
23/11/2020
Ozon (и еще кое-кто) теперь принимают чаевые для своих сотрудников
За первые часы пилотного запуска опции в Москве покупатели решили оставить чаевые почти 200 раз. В среднем сумма вознаграждения составляла 110 рублей. Как это работает и у кого еще уже есть такой же функционал... Подробнее
16/09/2020
Курьеры Delivery Club считают, что их условия работы лучше, чем в Яндекс.Еде
Большинство курьеров, занятых в сервисах доставки еды, довольны своей работой. Исследовательский холдинг "Ромир" составил портрет среднего курьера в столицах и регионе. Сколько им платят и как штрафуют?... Подробнее

Популярные рубрики