подписка
Подписаться
Спонсор раздела
Новости Общий менеджмент
18/01/2023

Как и почему Банк России собирается регулировать рассрочку на маркетплейсах?

Как и почему Банк России собирается регулировать рассрочку на маркетплейсах?

Центробанк решил зарегулировать BNPL-сервисы – то есть оплату покупок в рассрочку.

По мнению регулятора, практика покупок с оплатой долями – это замаскированные займы без заключения кредитного договора, что серьезно нарушает права потребителя.

Напомним, что такие услуги предоставляют "Сплит" от "Яндекса", "Мокка" от  Lamoda, "Ozon Рассрочка". Есть соответствующее предложение у Тинькофф Банка и еще некоторых крупных игроков.

Сервисы BNPL (Buy Now Pay Later) возникли на Западе и на наших маркетплейсах позиционируются как беспроцентная рассрочка. Что здесь не нравится ЦБ РФ?

Существующее позиционирование создает у покупателей ложное ощущение, что услуги полностью бесплатные, а это не так.

Например, некоторые эксперты указывают, что яндексовский "Сплит" начисляет проценты, если стоимость покупки разбивается больше, чем на четыре доли, что уже делает услугу почти что настоящим кредитом.

Кроме того, у сервисов существуют штрафы за просрочку платежей.

Также они оставляют за собой право переуступить долг.

Об этом покупатели зачастую не осведомлены.

Более того, иногда сложив доли, выплачиваемые в рассрочку, покупатель удивляется, поняв, что товар таким образом стоит дороже, чем оплаченный сразу.

А еще Центробанк озабочен тем, что сведения о рассрочке не поступают в бюро кредитных историй. Таким образом может сложиться неправильное впечатление о кредитоспособности гражданина, у которого может быть ни одного кредита, но десяток крупных рассрочек.

Поэтому Банк России собирается предъявить к сервисам рассрочек следующие требования:

  • полностью информировать клиентов об условиях займа,
  • сообщать размер переплаты,
  • соблюдать лимит на размер неустойки за просрочку,
  • дать покупателю возможность запретить переуступку прав требования,
  • ввести обязательный "период охлаждения" с возможностью возврата товара,
  • отправлять информацию в бюро кредитных историй.

Также регулятор сообщил, что может запретить повышать цену товара, если его оплачивают частями.

Таким образом при использовании BNPL-сервисов покупатели будут получать защиту, которая есть у заемщика банка или МФО.

Центробанк обещает, что поправки в законодательство будут подготовлены после согласования подходов к регулированию со всеми заинтересованными сторонами.

А "заинтересованные стороны" уже начинают беспокоиться о возможных перегибах со стороны регулятора.

Вызывает вопрос "период охлаждения" с возможностью возврата товара.  По мнению представителей ритейла, необходимо оговорить условия для этого возврата, потому что товар может потерять кондиционный вид и быть просто непригодным к дальнейшей продаже.

Эксперты считают, что Центробанк пытается действовать на опережение. Пока что сервисы рассрочки не слишком популярны у россиян, но через некоторое время ситуация может измениться, и тогда ввести регулирование уже будет сложнее.

Наиболее болезненной для всех игроков рынка может быть раскрытие информации, что рассрочка все-таки не бесплатная, как сейчас считают многие.

Ну и последнее, но самое важное: это только открыто обсуждаемые планы на будущее, это не закон, не законопроект, не постановление. Будем надеяться, что Центробанк учтет реалии рынка в своих законодательных инициативах.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
19/01/2023
Селлеры Wildberries жалуются на активизацию мошенников. Что им предлагает делать сам маркетплейс?
Самая большая российская ecom-площадка констатирует рост числа обращений продавцов, ставших жертвами мошенников. Все пострадавшие предприниматели передавали пароли от своих личных кабинетов в сторонние сервисы... Подробнее
17/01/2023
Интернет-магазин для заключенных переименовали в "Сидим-Едим". ФСИН заявляет, что тут ни при чем, а СПЧ - что все в порядке
Многие возмущены новым названием сервиса, через который заказывают доставку для сидящих в СИЗО, мол, оно несет оскорбительный подтекст. Оказалось, что ресурс не имеет отношения к ФСИН. А правозащитники и оскорбления не увидели... Подробнее
16/01/2023
На Avito теперь можно вернуть товары от частных продавцов. Как это будет работать?
Но это не принуждение продавцов, а дополнительная возможность, которую они могут включить сами. Чтобы покупателю проще было решиться на покупку. Вернуть товары можно бесплатно через "Почту России". В теории, там все просто... Подробнее
Aleksei Ivanov
ceo, IP Ivanov
15/01/2023
Клиенты CDEK.Shopping жалуются, что не могут получить свои покупки или возврат денег - обсуждение 2
Вот и наступил январь 2023, а ситуация похоже никак не поменялась
Сам стал жертвой, не прочитал отзывы, доверился узнаваемому бренду. 
Я также клиент логистической компании СДЭК и там нет проблем, посылки проходят, все норм.  Свернуть
Вот и наступил январь 2023, а ситуация похоже никак не поменялась Сам стал жертвой, не прочитал отзывы, доверился узнаваемому бренду.  Я также клиент логистической компании СДЭК и там нет Еще...
Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент
Андрей Пасынков
Управляющий, ИП Пасынков Андрей Борисович
02/01/2023
Селлеры создали специальный чат, чтобы жаловаться на маркетплейсы в комиссию при Минпромторге - обсуждение 2
чат давно уже канул в лету...  движения никакого нет... походу, кому то занесли хорошо...
Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент