Исследование: рост российского рынка экспресс-доставки
Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка экспресс-доставки в Российской Федерации. Основными драйверами роста рынка являются развитие интернет-торговли в России, географическая экспансия игроков и рост интернет-проникновения.
На рынке экспресс-доставки наблюдается увеличение зависимости рынка от интернет-торговли и, по мнению отраслевых экспертов, именно она является наиболее значимым фактором увеличения рынка экспресс-доставки в нашей стране.
Главным сдерживающим барьером развития рынка является недостаточная развитость инфраструктуры и текущая экономическая ситуация. Кризис может негативно повлиять на географическую экспансию игроков. А за прогнозируемым спадом интернет-торговли ожидается сокращение темпов роста рынка курьерских служб в краткосрочной перспективе. Также ожидается, что основой акцент в ближайшем будущем будет смещен с органического роста на оптимизацию расходов компаний.
До этого времени рынок демонстрировал стабильный рост: по оценке экспертов, с 2011 года он вырос в 1,7 раза до 52 млрд рублей; CAGR в 2011–2014 гг. составил 14%. Однако если в 2011–2012 годах темпы роста составляли около 27 %, то в 2014 г. они сократились до уровня 10,5%. Эксперты J’son & Partners Consulting ожидают дальнейшего снижения темпов роста рынка в 2015 году, связанного с экономическим кризисом и пониженной покупательной способностью населения. В этом году рост ожидается на уровне 7%.
В 2015 году прогнозируется усиление конкурентной среды на рынке. По мнению отраслевых экспертов, в B2B-секторе ощущается тенденция к снижению логистических издержек. В сегменте B2C наблюдается замедление темпов роста российских интернет-магазинов.
С результатами исследования соглашается директор по маркетингу SPSR Express Алексей Жуков. "В большей степени негативные последствия ощущает сегмент B2B, который, возможно, в этом году ожидает даже отрицательная динамика. B2C-сегмент чувствует себя существенно лучше, поскольку его драйвер – интернет-торговля – хоть и замедлил рост, но все же имеет значительный невыбранный потенциал", – считает он. Жуков считает, что в этом году рост российского рынка доставки составит 6–9 %.
Эксперт считает, что в сегменте B2B очень остро ощущается тренд на снижение логистических издержек. Срок доставки все чаще перестает быть ключевым при выборе подрядчика. Клиенты сокращают издержки путем консолидации отправок и выбора более экономичного продукта. Еще один тренд – российские покупатели в силу курсовых колебаний переориентировались на китайские интернет-магазины.
Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин считает, что снижение темпов роста оборотов e-commerce в 2015 г. повлечет за собой банкротство и уход с рынка экспресс-доставки мелких игроков, ужесточит конкуренцию в этой сфере, вследствие чего возможен рост качества предоставляемых услуг.
По его мнению, в ближайшее время на рынке будут доминировать компании, предлагающие комплексные услуги по доставке, широкий спектр дополнительных услуг как для интернет-магазинов, так и для получателей; располагающие развитой сетью пунктов выдачи по стране и поддерживающие стабильно высокий уровень качества работы.
Сейчас наибольшая доля российского рынка экспресс-доставки принадлежит компаниям DHL (18%) и DPD (16%). Далее следуют Pony Express, EMS Почта России и Major Express. Остальным компания принадлежит 35% рынка.
Согласно исследованиям, на доставке для интернет-магазинов специализируются Im-Logistics, "Аксиомус", "Макси-пост", "Алгоритм" и Shop-Logistics. Службы экспресс-доставки для сегмента интернет-магазинов предоставляют такие услуги как курьерская доставка, складирование, хранение, сортировка, а также комплектация заказов.
Как мы отмечали, рынок растет, в том числе за счет географической экспансии игроков. Трендом стало открытие отделений в средних и небольших городах. Большинство участников рынка осуществляют курьерскую деятельность по всей РФ; отдельные игроки доставляют грузы в СНГ и другие страны.
В то же время на долю Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников приходится не менее 70% всего объема грузоперевозок. Количество заказов из интернет-доставки по Москве составляет около 40 млн посылок в год.
Более 50% объема рынка в натуральном выражении принадлежит B2C-сегменту – речь идет в основном о продажах по каталогу и интернет-торговле. Некоторые эксперты прогнозируют дальнейшее развитие рынка за счет роста интернет-торговли. Правда, стоит отметить, что во втором квартале 2014 г. в сегменте B2C объемы заказов интернет-магазинов просели в среднем на 9%.
Еще одним трендом стало развитие сети постоматов. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем рынка терминалов с автоматизированными ячейками для хранения и выдачи товара в России в 2014 году составил 2,8 млрд рублей, или 6,7% от всего отечественного рынка экспресс-доставки. На постоматы приходится 38% всех заказов, которые покупатели забирают самостоятельно.
Лидером рынка постоматов в России является компания PickPoint, ее доля оценивается в 80%. Крупными игроками являются QIWI Post и LogiBox.
Да все они одинаковые. В поиске "сборные грузы из США".
Спасибо за наводку