Государство задумалось об ограничении наценок в рознице. Пока это касается небольшого перечня товаров
Власти допускают возможность ограничения наценки на ряд базовых продуктов под популярными брендами сторонних производителей, включая Danone, PepsiCo, Fazer. Как сообщает "КоммерсантЪ", речь идет о молоке, кефире, сливочном масле, твороге и хлебе недлительного срока хранения. В пищевых компаниях опасаются, что нововведение может привести к усилению давления на них со стороны ритейлеров. Также они допускают сокращение ассортимента в магазинах.
Добровольное ограничение ритейлерами наценки 5% на овощи, молоко, хлеб и сахар не устраивает чиновников. По данным Минсельхоза сейчас торговые сети ограничили цены лишь продукцию под собственными торговыми марками. На нее приходится всего 20% продаж. А доля продуктов под сторонними брендами превышает 70%. Также в Минсельхозе считают, что у ритейлеров наценка на СТМ и так минимальная.
По данным X5 Group продукция под собственной торговой маркой производится в основном небольшими предприятиями, что позволяет сдерживать отпускные цены из-за минимальной торговой наценки. Доля таких товаров в сети действительно составляет примерно 20%,однако за год увеличилась на 3 процентных пункта (п.п.). А вот цены на брендированные товары зависят от оптовой цены производителя, которая в последнее время увеличивается.
В "Дикси", "Магните", "Ленте" и Auchan ситуацию пока комментировать не стали.
В то же время источники из числа крупных ритейлеров заявили, что регулирование цен на продукты под брендами, занимающими более 70% в продажах, спровоцирует риск дефицита.
В PepsiCo, Danone и Fazer Russia также пока молчат. Но источник в одной из пищевых компаний сообщил, что регулирование приведет к незаинтересованности ритейлеров в расширении ассортимента.
По мнению главы Streda Consulting Алексея Груздева, предложение Минсельхоза приведет к дисбалансу на рынке. "Ритейлеры попытаются переложить свои издержки на производителей", – заявил он. Такого же мнения и глава Российского союза пекарей Алексей Лялин.
Как это затрагивает ecommerce? На продукты питания приходится около 14% онлайн-продаж в РФ. И ключевые игроки здесь – службы доставки при крупных сетях (в первую очередь, входящие в X5 Group) и специализированные сервисы (Ozon Express, "Самокат" и т.д.). Средний чек – менее 1400 рублей и имеет тенденцию к уменьшению. О текущей прибыли от онлайн-торговли продуктами питания никто пока даже не говорит, все игроки – планово убыточные.
Что будет, если им дополнительно ограничить наценки? Перспективы прибыльности отодвинуться на еще более далекое и неопределенное будущее, кто-то может и закрыться. Сразу это никого не убьет, но инвесторы и розничные сети много раз подумают, прежде чем открывать новые сервисы доставки еды. А вдруг еще что-то ограничат.
При анализе ситуации использованы данные Ассоциации компаний интернет-торговли:
Электронная коммерция в России в 2021 году: АКИТ подвела итоги девяти месяцев и они всех впечатлили
Ранее мы рассказывали о том, заставят ли власти автоперевозчиков возить продукты себе в убыток. В августе 2021 года ритейлеры и поставщики продуктов питания пожаловались на рост цен на перевозки до 160%.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.