GfK: как коронавирус повлиял на российский FMCG-ритейл
Аналитическая компания GfK изучила, какие ритейл-каналы оказались в выигрыше в ситуации с коронавирусом, и что из опыта, полученного FMCG-ритейлом в прошлые кризисы, может пригодиться в этом году.
Эксперты изучили данные потребительской панели GfK за 5 недель 2020 года, предшествовавших карантину (с 17 февраля по 22 марта) и данные за те же даты с 2008 по февраль 2020 г.
С 9 по 12 неделю 2020 года спрос на FMCG товары (в натуральном выражении) вырос примерно на 18%. В последние два года спрос рос очень скромными темпами, на их фоне это настоящий ажиотаж, отмечают в GfK.
Объем покупок начал увеличиваться на 11-й неделе (с 9 марта): он прибавил 8% к 9 неделе (с 24 февраля). На следующей неделе, (с 16 марта) спрос рос еще быстрее: +10% к 11 неделе (с 9 марта).
Быстрее всего росли продажи через канал "Дискаунтеры". На него с 9 по 22 марта приходилось 27% вклада в рост FMCG-продаж, а 23-29 марта – уже почти половина (45%) прироста продаж.
Вторыми по вкладу в рост общих покупок населения стали аптеки. Продажи медикаментов в аптеках с 16 по 22 марта выросли на 61% (к тем же числам в феврале).
На третьем месте категория "Гипермаркеты и Cash&Carry". В этом канале пик закупок пришелся на 9-15 марта: 23% вклада в общий рост FMCG-продаж.
В тот период покупателей привлекала возможность в одном месте купить все необходимое сразу на несколько недель вперед. Но уже на следующей неделе вклад канала "Гипермаркеты и C&C" составил лишь 12% от общего роста. Люди стали бояться ходить в офлайновые магазины. Именно в эти даты, с 16 по 22 марта, начали увеличиваться онлайн-продажи FMCG.
"Нынешняя ситуация – стресс-тест на гибкость и адаптивность. Ритейлеры проходят проверку эффективности системы заказов и организации работы торговых точек. А тем, кто еще не успел стать омниканальным, приходится решать прямо сейчас как продавать онлайн", – рассказала руководитель ритейл-сектора отдела исследований GfKRus Виктория Давитаиа.
Довольно проблемным в такой ситуации становится управление ассортиментом.
К чему готовиться, и как потребитель теперь будет делать ежедневные покупки?
Вот главные выводы аналитиков GfK.
- В целом за год категорию FMCG ждет рост, как это происходило в 2008-2009 и в 2014-2015 годах, говорят в GfK. А с учетом карантина переключение на домашнее потребление будет еще сильнее.
- Перед карантином и в первые его дни россияне закупились впрок долго хранящимся продовольствием. Так что спрос в этой категории может резко снизиться, предупреждают аналитики. Людям еще нужно будет "проесть" место для новых запасов. На свежие продукты спрос не будет падать так сильно.
- Продукты питания станут приоритетом в покупках. Раньше многие россияне частично питались вне дома: в школах, детсадах, кафе, ресторанах и столовых на работе. Теперь они перейдут на готовку дома либо заказы готовой еды. Как следствие, можно ожидать увеличения спроса на базовые продукты. Для кого-то готовка будет неприятной обязанностью – и они будут заказывать еду из ресторанов на дом. Другие решат порадовать родных кулинарными изысками. Во времена кризисов отмечается рост покупок более редких ингредиентов для готовки (например, украшений для выпечки).
- Во время кризиса людям нужно как-то бороться с тревогой. Еда – один из самых популярных "антидепрессантов". Так что в "корзинах" россиян будет все больше "вкусных и вредных" продуктов – сладкого и снеков.
- Когда вся семья постоянно дома, приходится чаще убирать. Кроме того, у многих найдется время на давно отложенную генеральную уборку. Так что стоит ждать роста продаж в категории средств по уходу за домом.
- Обычно, во время кризисов, когда потребители начинают экономить на одежде и обуви, спрос на косметику растет. По крайней мере, такую гипотезу выдвигал глава одной из ведущих косметических корпораций.
Однако ситуация с коронавирусом уникальная. Если карантинный период продлится, продажи уходовых средств могут возрасти из-за вынужденного переключения с салонных услуг на домашние процедуры. Плюс у россиян будет больше времени, которое можно посвятить уходу за собой.
Потребителям будет важно баловать себя хотя бы новой маской с модными ингредиентами, гелем для душа с любимым ароматом, новым кремом или пеной для ванн, заключают аналитики.
Далее производим выгрузку 2-3 раза в неделю, чтобы обновлялось наличие и цены. При заказе отправляем курьера к поставщику, потом курьер привозит нам товар для самовывоза или напрямую со склада поставщика едет на доставку к клиенту. При наличии одного небольшого павильона выгружаем на Яндекс Маркет 5500 товаров. По нынешним временам все наши поставщики соглашаются отгружать товар от одной штуки.
Что из минусов, с тех пор, как Яндекс Маркет поднял цену за клик, работать с большим ассортиментом уже не так выгодно, так как товарная масса большая, соответственно выкликивание тоже не маленькое. Если вы получаете клиентов не с Яндекс Маркета, а с других источников, вероятно, вам такая схема будет более выгодна. Плюс программисты этого облачного сервиса раскрутились, и обросли клиентами, вследствие чего подняли цену на создание парсера, раньше создание одного парсера стоило 30 долларов, теперь 150 долларов. Если поставщик ничего не меняет на сайте или в прайс-листе, то парсером можно пользоваться годами. Свернуть