Гайки закрутят? Правительство думает ужесточить контроль за маркетплейсами
Правительство рассматривает возможность ужесточения регулирования рынка e-commerce. В первую очередь речь идет о крупных маркетплейсах, на работу которых часто жалуются россияне.
Большая часть замечаний покупателей относится к крупным маркетплейсам: Wildberries, Ozon, Avito, Яндекс Маркету. Претензии в основном связаны с нарушением сроков доставки, сложностями с возвратом товаров, нехватки достоверной информации о продукции, нарушением порядка рассмотрения претензий и отказами от продажи, говорится в письме.
В связи с этим региональные власти призвали Минпромторг ввести новые требования к онлайн-площадкам, указал Кузнецов. В регионах посчитали необходимым:
- обязать маркетплейсы раскрывать информацию, позволяющую "однозначно идентифицировать продавцов";
- обязать площадки предоставлять по запросу покупателей товарно-сопроводительную документацию;
- запретить односторонний отказ от продажи товаров со ссылкой на технические проблемы;
- ввести промежуточные счета, оплата с которых будет поступать продавцу только после получения заказа покупателем;
- установить ответственность площадок за отсутствие контроля над продавцами и товарами.
Минпромторг рассмотрит эти предложения на своем следующем заседании. Некоторые инициативы поддержали и сами маркетплейсы: так, Wildberries считает правильной идею создания промежуточных счетов. Однако в компании не согласны с необходимостью регулирования онлайн-площадок, так как большинство вопросов успешно решаются после диалога с клиентами.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов уточняет, что часть поднятых субъектами РФ проблем уже урегулированы законодательством, а другие создают "непомерную нагрузку на бизнес, не отвечают балансу интересов сторон, в частности, способствуют развитию потребительского экстремизма".
По его словам, при анализе жалоб видно, что потребители не дожидаются отведенного законом срока на ответ в десять дней, некоторые жалобы не содержат информации о сделке и характере нарушений.
Сама АКИТ в прошлом году получила около 1,7 тыс. жалоб от потребителей, и в подавляющем большинстве все разрешается в досудебном порядке, заверил Артем Соколов.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов полагает, что игнорирование претензий потребителей и контрагентов "может подорвать доверие к сектору e-commerce, негативно сказаться на темпах развития, привести к госрегулированию в жестком варианте".
Продуктовый ритейл, поясняет он, долго отказывался обсуждать проблемные вопросы, пока в 2010 году не вступил в силу закон о торговле с рядом ограничений, который в 2019 году был расширен.
Читайте также на нашем сайте:
- АКИТ требует, чтобы маркетплейсы публично отчитывались о штрафах и удержаниях с продавцов
- Маркетплейсам запретят доминировать: пятый антимонопольный пакет прошел первое чтение в Госдуме
- Правительство РФ одобрило антимонопольный пакет против маркетплейсов и агрегаторов
- Все вы тут монополисты! ФАС займется маркетплейсами, которые занимают более 35% рынка или имеют слишком большие обороты
- Дайте жалобную ссылку! АКИТ создала на своем сайте раздел для жалоб селлеров на маркетплейсы
- При Минпромторге создается орган по надзору за маркетплейсами. Правда, его полномочия не впечатляют
- Селлеры создали специальный чат, чтобы жаловаться на маркетплейсы в комиссию при Минпромторге
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.