Все вы тут монополисты! ФАС займется маркетплейсами, которые занимают более 35% рынка или имеют слишком большие обороты
ФАС планирует ввести для маркетплейсов и онлайн-агрегаторов критерии доминирующего положения. "Доминирующими" назовут те онлайн-площадки, у которых:
- размер выручки за предыдущий календарный год превышает 2 млрд рублей;
- доля сделок агрегатора от совокупной стоимости на определенном товарном рынке составляет более 35%;
- агрегатор обладает большим "сетевым эффектом".
Под "сетевым эффектом" в ФАС понимают возможность "оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их".
Эти критерии будут отражены в поправках, которые ФАС подготовила к закону "О защите конкуренции" (ФЗ-135) в соответствии с нацпроектом "Цифровая экономика".
Разговоры о необходимости введения критериев для определения монопольного положения в ecommerce ФАС ведет уже давно. Еще пять лет назад ФАС рассказывала, что положение цифровой платформы будет признаваться доминирующим, если ее доля на рынке составляет более 35%.
Правда, тогда выручка должна была превышать 400 млн рублей, но, видимо, инфляция и развитие рынка ecommerce сделали свое дело. Вообще, сейчас годовая выручка ведущих маркетплейсов стремится к 1 трлн рублей.
Благодаря новым правилам ФАС сможет оценивать сделки на рынке на предмет соответствия антимонопольному законодательству. В этой связи ФАС в рамках тех же поправок в ФЗ-135 предложила ввести новый критерий необходимости согласования сделок в ФАС – цена сделки от 7 млрд рублей.
У экспертов инициатива вызывает ряд вопросов. Например, не указано конкретно, как будут считать "выручку" маркетплейсов. Если речь о тратах покупателей, то под критерий, установленный ФАС, попадает вся первая сотня крупнейших онлайн-магазинов России. Если будут учитывать только комиссию площадок, то все равно большинство из ТОП-50 попадают в обозначенный предел.
Исполнительный директор Oborot.ru и руководитель кластера ecommerce в РАЭК Иван Кургузов полагает, что более логичными критериями будут определенную территория и определенная товарная группа, и уже в этих пределах можно использовать схожие с торговыми сетями механизмы оценки доли и стоимости сделки.
Ранее ФАС заявила, что намерена защищать потребителей и селлеров от произвола площадок. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России получает обращения с жалобами на маркетплейсы как от рядовых потребителей, так и со стороны торгующих на таких площадках бизнесменов.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.