Маркетплейсам запретят доминировать: пятый антимонопольный пакет прошел первое чтение в Госдуме
Госдума приняла в первом чтении разработанный ФАС России так называемый пятый антимонопольный пакет, вводящий ограничения для маркетплейсов и агрегаторов. Поправки в закон "О защите конкуренции", по замыслу ФАС, должны оградить рынок от злоупотребления доминирующим положением со стороны крупных онлайн-площадок.
Согласно документу, запрет распространяется на маркетплейсы и агрегаторы, если они "оказывают существенное влияние на смежные рынки", и их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей.
Под "существенным влиянием" в ФАС понимают возможность "оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их".
Кроме того, поправки устанавливают новое условие контроля за сделками на цифровых рынках (речь о покупке одних компаний другими, более крупными): если цена сделки превышает 7 млрд рублей – она должна быть согласована с ФАС России.
"Иногда в публичных дискуссиях вопрос ставится таким образом, что Правительство вводит запреты в отношении цифровых сервисов. Нет, это не так.
Мы выводим правила в отношении цифровых сервисов — это недискриминационность, запрет на навязывание невыгодных условий и запрет на установление монопольно высокой цены. В остальном свобода полностью сохранена", — сказал ранее на парламентских слушаниях в отношении "антимонопольного пакета" замглавы ФАС Сергей Пузыревский.
Тем не менее, если компания будет уличена в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, ей может грозить штраф в несколько миллионов рублей.
Как считают в ФАС, принятие законопроекта позволит сформировать правовые механизмы противодействия "цифровым картелям" рынков и обеспечит защиту потребителей от злоупотреблений рыночной властью со стороны ИТ-гигантов.
Отдельно в ФАС оговорили, что малый и средний бизнес под это регулирование не подпадает. Нововведения коснутся цифровых платформ, которые занимают долю в 35% от общего объема совершаемых сделок на соответствующем товарном рынке.
Проект "пятого антимонопольного пакета" был создан еще в 2016 году и в свое время предусматривал критерий в 400 млн выручки для подлежащей регулированию компании. Однако со временем сумма увеличилась в связи с резким ростом оборотов в ecommerce.
Изначально в него входили также поисковики, соцсети и мессенджеры, но из очередной редакции их исключили. АКИТ же требует вернуть их в поправки, потому что они давно уже стали заметными игроками на рынке и развивают свои каналы продаж.
Также читайте на нашем сайте:
- Правительство РФ одобрило антимонопольный пакет против маркетплейсов и агрегаторов
- Все вы тут монополисты! ФАС займется маркетплейсами, которые занимают более 35% рынка или имеют слишком большие обороты
- АКИТ просит распространить антимонопольное регулирование на Яндекс, ВКонтакте и Telegram
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
Все вместе дружно гадят российскому малому бизнесу. Свернуть