COVID-шок! В "AliExpress Россия" назвали "пандемийные" тренды ecommerce
Рост онлайн-торговли, консолидация рынка, взлет маркетплейсов и продаж через лайвстримы, растущая популярность доставки продуктов – такие основные тренды российской ecommerce увидели в "AliExpress Россия".
Подробнее о них рассказал гендиректор компании Дмитрий Сергеев в рамках конференции Callday-2020.
С точки зрения бизнеса именно в "AliExpress Russia" из российских ритейлеров первыми испытали COVID-шок, потому что китайские партнеры площадки технически не работали.
1. Выросла доля онлайна на российском рынке. По оценкам разных аналитиков, если до COVID-19 она составляла 4–5% от общего тотал-ритейла, то сейчас она выросла до 8–10%. Более точная оценка появится в конце года. По словам Сергеева, если рост сохранится, то самая нижняя, не агрессивная оценка — 15% от всего товарооборота будет в онлайне.
2. Из-за пандемии произошла консолидация российского рынка ecommerce. Исторически он был слабо консолидированным, на нем не было явных лидеров, зато, по мнению гендиректора "AliExpress Россия", присутствовал длинный "хвост" площадок: вертикальные магазины, монокатегорийные магазины или мультиигроки как продолжение офлайн-сетей. Сейчас доля трех крупнейших игроков в России составила 24% от всего онлайн-рынка.
По словам Сергеева, России есть куда стремиться: в Китае доля топ-игроков составляет 84% от всего рынка, в США — 63%, даже в Бразилии есть свой лидер "Меркадо Либре" и там 49% этого рынка контролируется крупными корпорациями.
По его оценкам, к 2024 году доля топ-игроков, включая саму компанию "AliExpress Россия", в России значительно превысит 50%.
3. Малый и средний бизнес познакомился с понятием "маркетплейс". По мнению Дмитрия Сергеева, исторически все площадки в России оперировали по большей степени той ритейл-моделью, когда площадка покупает товар и сама его перепродает. Теперь предприниматели поняли, что маркетплейсы — это уникальная возможность выхода сразу на большую аудиторию с хорошо налаженным сервисом. С момента начала пандемии количество локальных продавцов у "AliExpress Россия" выросло больше чем в три раза.
4. Еще один тренд — социальная коммерция, когда покупки осуществляются прямо на платформах соцсетей, в том числе в лайвстримах. В Китае топ-блогеры в лайвстримах продают больше, чем крупнейшие российские ecommerce-площадки.
"AliExpress Россия" активно работает над этим направлением вместе с "ВКонтакте" и "Одноклассниками". Через лайвстримы, которые "AliExpress Россия" запустила в пандемию, было продано товаров почти на миллиард рублей.
Потенциальные покупатели проводят в стримах много времени — это некий микс из развлечений и потребления, который стал очень большим каналом.
5. Люди начали покупать продукты в онлайне. Сегодня существует несколько моделей покупок продуктов питания: на неделю, быстрые (за 15 минут).
6. Отдельный тренд для "AliExpress Россия" – локализация маркетплейса. Ранее на маркетплейсе чисто российских продавцов было около 10%.
Поэтому для компании чувствительным ударом стало то, что во время пандемии китайские продавцы физически не могли отгружать товар (на пике 70% партнеров не работали). И тогда компания передала этот трафик российским продавцам.
"AliExpress Россия" привлекала на площадку местный бизнес с помощью следующих мер: обнулили комиссию для российских продавцов, ввели меры поддержки для малого и среднего бизнеса — сами оплачивали фулфилмент для них. В результате доля российского бизнеса на площадке теперь приближается к 25%.
"В локализации нам очень сильно COVID-19 помог, потому что это воспринималось как очень болезненный, но важный вызов", – резюмировал Дмитрий Сергеев.