Центробанк забыл предусмотреть возврат денег при оплате по QR-коду
1У Системы быстрых платежей (СПБ) обнаружился критический для интернет-магазинов недостаток. В текущей конфигурации СБП позволяет оформлять возвраты, но не предусматривает автоматический возврат денег покупателю, ранее оплатившему товар по QR-коду, пишут "Ведомости". Для того, чтобы деньги вернулись на счет покупателя, продавцу нужно специально запросить эту операцию.
"Пока через СБП механизм возмещения средств за возвращенные товары не предусмотрен", – подтвердил технический директор "Золотой короны" Андрей Надточий. Но, по его мнению, это не является проблемой: магазины могут совершить возврат другими способами, а в перспективе – перечислять деньги отдельной операцией (пока в СБП компании не могут отправлять платежи физлицам).
Покупатели, как правило, рассчитывают получить деньги при возврате товара тем же способом, каким и платили, – так происходит с банковскими картами. Система быстрых платежей от Центробанка пока не предоставляет такой возможности. ЦБ просто не рассчитал сценарии возврата, говорят эксперты. Продавец не может даже вернуть деньги наличными: по указанию того Центробанка, отдать стоимость возвращенного товара из кассы наличными можно только в том случае, если за товар платили тоже наличными.
В ВТБ считают, что пока функция возврата средств покупателям не появится, работа с СБП легкой не станет. "Кроме того, потребуются дополнительные затраты на реализацию этой опции иными способами", – добавил вице-президент банка Алексей Киричек.
По картам возможен автоматический возврат средств, потому что информация об операции хранится в процессинге обслуживающего торговую точку банка, пояснил замдиректора департамента электронного бизнеса МСБ Промсвязьбанка Никита Хомутов. При операции возврата тот просто отменяет транзакцию, запись о которой у него сохранилась.
Однако вопрос с возвратами в СБП лежит не в технической, а в законодательной плоскости, считает представитель "М.Видео-Эльдорадо". Эта компания сейчас тоже тестирует расчеты через СБП. Ритейлер планирует использовать уже существующие механизмы возврата денег и ждать, что проблему все-таки решат.
Представители ЦБ и Национальной системы платежных карт (операционный центр СБП) пообещали, что к массовому запуску оплаты покупок через СБП возможность возврата средств появится. Для этого не нужно менять нормативные акты, заверяют они.
СБП была запущена 28 февраля 2019 года и позиционируется как дешевая альтернатива транзакциям через банковские карты. Несколько недель назад ЦБ обязал в кратчайшие сроки подключиться к ней самые крупные банки страны. Сейчас оплату по QR-кодам уже тестируют магазины "М.Видео-Эльдорадо", Wildberries, re:Store, "220 вольт" и "Детский мир" и другие.
Все похоже на то, что доходы гос. банков от эквайринга никто не собирается снижать, но создать видимость озабоченности надо. Свернуть
Денис Демидов Генеральный директор, AvtoGSM.ru |
Думаю, аппаратный вес Эльвиры Сахипзадовны примерно сопоставим с весом Германа Оскаровича и Андрея Леонидовича. К тому же, давить из-за того, что "сверху" видится как перекладывание денег из одного коммерческого сектора экономики в другой смысла особого нет.
А так - появляется рыночный инструмент. Хотят ритейлеры стимулировать покупателей, чтобы те платили через СБП - пусть навешивают за счет своей экономии "плюшки" и бонусы, как это делают сейчас банки и платежные системы, или еще как-то стимулируют, варианты будут. Если начнется переток покупателей в систему быстрых платежей, банки и ПС сами начнут переговоры о снижении комиссий. Т.е., ЦБ дает инструмент, но воспользуется ли им ритейл - вопрос, потому что скорее всего разницу просто запланируют сложить в карман. А если так - то и перетока покупателей туда не будет, не будет стимула. Свернуть