подписка
Подписаться
10/09/2019

Центробанк забыл предусмотреть возврат денег при оплате по QR-коду

1
Центробанк забыл предусмотреть возврат денег при оплате по QR-коду

У Системы быстрых платежей (СПБ) обнаружился критический для интернет-магазинов недостаток. В текущей конфигурации СБП позволяет оформлять возвраты, но не предусматривает автоматический возврат денег покупателю, ранее оплатившему товар по QR-коду, пишут "Ведомости". Для того, чтобы деньги вернулись на счет покупателя, продавцу нужно специально запросить эту операцию.

"Пока через СБП механизм возмещения средств за возвращенные товары не предусмотрен", – подтвердил технический директор "Золотой короны" Андрей Надточий. Но, по его мнению, это не является проблемой: магазины могут совершить возврат другими способами, а в перспективе – перечислять деньги отдельной операцией (пока в СБП компании не могут отправлять платежи физлицам).

Покупатели, как правило, рассчитывают получить деньги при возврате товара тем же способом, каким и платили, – так происходит с банковскими картами. Система быстрых платежей от Центробанка пока не предоставляет такой возможности.  ЦБ просто не рассчитал сценарии возврата, говорят эксперты. Продавец не может даже вернуть деньги наличными: по указанию того Центробанка, отдать стоимость возвращенного товара из кассы наличными можно только в том случае, если за товар платили тоже наличными.

В ВТБ считают, что пока функция возврата средств покупателям не появится, работа с СБП легкой не станет. "Кроме того, потребуются дополнительные затраты на реализацию этой опции иными способами", – добавил вице-президент банка Алексей Киричек.

По картам возможен автоматический возврат средств, потому что информация об операции хранится в процессинге обслуживающего торговую точку банка, пояснил замдиректора департамента электронного бизнеса МСБ Промсвязьбанка Никита Хомутов. При операции возврата тот просто отменяет транзакцию, запись о которой у него сохранилась.

Однако вопрос с возвратами в СБП лежит не в технической, а в законодательной плоскости, считает представитель "М.Видео-Эльдорадо". Эта компания сейчас тоже тестирует расчеты через СБП. Ритейлер планирует использовать уже существующие механизмы возврата денег и ждать, что проблему все-таки решат.

Представители ЦБ и Национальной системы платежных карт (операционный центр СБП) пообещали, что к массовому запуску оплаты покупок через СБП возможность возврата средств появится. Для этого не нужно менять нормативные акты, заверяют они.

СБП была запущена  28 февраля 2019 года и позиционируется как дешевая альтернатива транзакциям через банковские карты. Несколько недель назад ЦБ обязал в кратчайшие сроки подключиться к ней самые крупные банки страны. Сейчас оплату по QR-кодам уже тестируют магазины "М.Видео-Эльдорадо", Wildberries, re:Store, "220 вольт" и "Детский мир" и другие.

Прокомментировать
Форматирование текста
Комментарии
Никита Хрущев
учредитель, электроник
11/09/2019
На Руси честной купец, был в большом почете,
Но затем вдруг стыдным стало - торговать в союзе...
Нынче годных продавцов сосчитать по пальцам,
Подло давит Яндекс.Маркет, Сбером прикрываясь!
Вот уж пятый год пошел, ни конца ни края,
Но верю я в честной народ, он нашу Родину спасет
Скопировать ссылку на сообщение
Ответить
Читайте также
16/09/2019
Wildberries провел первую онлайн-оплату по QR-коду
Ритейлер подключился к тестированию Системы быстрых платежей... Подробнее
06/09/2019
Павел Коротов
Генеральный директор, Oborot.ru
26/07/2019
Ритейл угрожает бойкотом QR-платежам - обсуждение 5

Для этого не нужно изобретать велосипед, ЦБ достаточно было надавить на гос. банки, которые забирают себе львиную долю комиссии МПС, либо законом ограничить ее размер, как это сделано в ЕС.
Все похоже на то, что доходы гос. банков от эквайринга никто не собирается снижать, но создать видимость озабоченности надо.
Денис Демидов
 Денис Демидов
Генеральный директор, AvtoGSM.ru



Думаю, аппаратный вес Эльвиры Сахипзадовны примерно сопоставим с весом Германа Оскаровича и Андрея Леонидовича. К тому же, давить из-за того, что "сверху" видится как перекладывание денег из одного коммерческого сектора экономики в другой смысла особого нет.

А так - появляется рыночный инструмент. Хотят ритейлеры стимулировать покупателей, чтобы те платили через СБП - пусть навешивают за счет своей экономии "плюшки" и бонусы, как это делают сейчас банки и платежные системы, или еще как-то стимулируют, варианты будут. Если начнется переток покупателей в систему быстрых платежей, банки и ПС сами начнут переговоры о снижении комиссий. Т.е., ЦБ дает инструмент, но воспользуется ли им ритейл - вопрос, потому что скорее всего разницу просто запланируют сложить в карман. А если так - то и перетока покупателей туда не будет, не будет стимула.
Еще
Форум Ведение бизнеса Платежные системы