Бизнес-модель Amazon и Uber под угрозой? Власти США требуют, чтобы курьеров и водителей брали в штат
Министерство труда США доработало закон о независимых подрядчиках (НП). Новые изменения переквалифицируют многих из них в наемных работников.
Это означает, что компании будут обязаны обеспечивать им оплату труда не ниже минимально установленной законом и предоставлять социальные гарантии.
По статистике, в прошлом году 23,9 млн американцев были НП с неполной занятостью, а 17 млн – НП на полный рабочий день.
Уже сейчас многие большие бизнесы активно выступают против этого закона. Аналитики предсказывают большие проблемы всем, чья деятельность построена на сотрудничестве с независимыми подрядчиками.
В тот самый день, когда Министерство труда только озвучило свое намерение ввести новый закон, акции Lyft и Uber упали сразу на 12%, хотя обе компании заявили, что новые правила никак не угрожают их бизнесу.
Поясним немного правовые нюансы.
Аналогии между американскими и российскими реалиями простые. Независимые подрядчики (НП) – это американский вариант самозанятых. Собственно, оттуда практика и была позаимствована.
Подразумевается, что НП – это бизнесмены, работающие на себя, которые берут подряды (заказы) у нескольких компаний и выполняют их в удобное для себя время и на своих условиях.
Крупные компании вроде Amazon и Uber предпочитают сотрудничать с таксистами и курьерами именно по такой модели.
Эти бизнесы построили отношения со своими работниками на основе платформенной занятости. Они платят какие-то суммы за проделанную работу, но не связывают себя никакими трудовыми или социальными гарантиями.
Таким образом, как утверждают профсоюзы, компании экономят большие суммы денег, что позволяет им достигать сверхприбылей.
Так, по подсчетам экспертов, бюджет только одного штата недополучает ежегодно около $7 млрд налогов, которые бизнес не платит благодаря тому, что у него якобы нет большого числа сотрудников в штате.
И вот теперь подобным бизнес-моделям, построенным на оплате "подрядов", видимо пришел конец.
Министерство труда США разработало критерии, согласно которым будут четко разграничены понятия "наемный работник" и "независимый подрядчик". Так называемый Закон о справедливых трудовых стандартах.
Законопроект предлагает простой тест для определения статуса работника. Он является независимым подрядчиком, только если:
- компания не контролирует его рабочее время;
- он выполняет работу, которая не является главным направлением деятельности компании,
- у него есть основная работа, независимый бизнес или специальность в той же индустрии, в которой работает нанимающая его компания.
Конечно, есть и другие нюансы, на основе которых можно проводить такое разграничение, среди них:
- уровень квалификации работников,
- длительность работы или услуг
- сколько работник тратит собственных финансовых средств на приобретение оборудования для выполнения работ.
Все эти критерии должны ответить на вопрос: подрядчик занимается своим бизнесом или он — часть бизнеса заказчика?
Безусловно, есть люди, которые осознанно захотят остаться в статусе независимых подрядчиков, потому что у них есть собственная бизнес-модель, не предусматривающая работу "на дядю".
Но очень большая часть работников хотела бы иметь трудовые права и социальные гарантии, включая предоставление медстраховки, оплату сверхурочных, право на отпуск и пенсию.
"Неправильная классификация сотрудников как независимых подрядчиков является серьезной проблемой, которая лишает работников основных прав и средств защиты", – заявила министр труда Джули Су.
Новый закон должен вступить в силу в марте.
Профсоюзы уже заявили, что "американским работодателям давно пора уважать своих сотрудников, прекратить использовать лазейки, чтобы платить работникам меньше и лишать их льгот, и уважать право каждого работника на профсоюзный контракт".
Кроме водителей (как таксистов, так и дальнобойщиков) и курьеров, в США чаще всего "независимыми подрядчиками" считают строителей и работников маникюрных салонов – тех, чье постоянное присутствие на рабочем месте обязательно.
Всего эксперты насчитали 11 профессий, которые обычно классифицируются неправильно.
Уборщики, сиделки, приходящие медсестры – эти работники теряют тысячи долларов заработка и льгот в год по сравнению с людьми, выполняющими ту же работу в штате фирмы.
Как отмечают авторы законопроекта, если применить новый тест в отношении сотен тысяч работников таких компаний, как Uber, Lyft, Amazon, Instacart, Postmates, DoorDash, GrubHub и им подобных, сразу окажется, что работающие у них водители, курьеры, работники складов являются сотрудниками, в то время как работодатели упорно указывают их как независимых подрядчиков.
При этом, к примеру, Uber и Lyft жестко контролируют рабочий день своих сотрудников, состояние их автомобилей, маршруты поездок и т. п. Это противоречит их отношению к работникам как к НП.
Как отмечают профсоюзы, водители служб доставок популярных приложений не устанавливают цену на свои услуги и не имеют права отказаться от заказа, так как они потеряют из-за этого деньги:
"Как можно говорить о независимости водителя, если у него есть только одно право – включить приложение, если он хочет работать, и отключить приложение, когда он не хочет работать?"
Когда закон только начали разрабатывать, его противники заявили, что таким способом предпринимателей и владельцев малых бизнесов насильно заставят оформляться в штат, и они пострадают, могут остаться без доходов.
Однако на самом деле, считают эксперты, крупные компании, разводя такую агитацию, просто не хотят нести большие расходы на оплату социальных льгот. Сейчас они экономят много денег на использовании персонала в правовом статусе независимых подрядчиков.
А если они вдруг прекратят сотрудничество с работниками, которых должны взять в штат по новому закону, у них возникнет существенный кадровый голод, предупреждают аналитики. Так что водители и курьеры едва ли разом лишаться своих "микробизнесов", зарабатывающих деньги компаниям-гигантам.
The Washington Post предупреждает, что принятие закона будет связано с серьезным юридическим противодействием со стороны компаний. Он уже подвергся существенной критике со стороны Uber, Lyft, DoorDash, Amazon, FedEx, активно практикующих так называемую платформенную занятость.
Но представители профсоюзов заявили, что они тщательно подготовились к возможным судебным разбирательствам и уверены, что смогут выиграть их.
Они подчеркивают, что дело касается одних из самых низкооплачиваемых профессий, где нередко работают трудовые мигранты и представители беднейших слоев населения, которые просто не могут самостоятельно защитить свои права.
Также читайте на нашем сайте:
- Wildberries, Ozon, X5 приготовиться? На Западе принимают законы о защите складских рабочих фулфилмент-центров Amazon и других крупных компаний
- Не пускают в туалет. Amazon опять обвиняют в нарушении прав работников
- Как Amazon готовится к трудным временам: сокращает персонал и берет многомиллиардный кредит
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.