Беспошлинный порог - 0 рублей! За торговлю в Instagram - штраф! Кто такое предлагает ввести?
3Торгово-промышленная палата РФ выступила с предложением ввести административную ответственность за дистанционную торговлю в социальных медиа (Instagram, ВКонтакте, Facebook) без госрегистрации и специальной лицензии.
Письмо об этой инициативе глава ТТП Сергей Катырин уже направил в Минпромоторг.
Что предлагается?
- Приравнять интернет-продажи в соцсетях к предпринимательству и далее действовать с продавцами без госрегистрации или специальной лицензии в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.
"Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица предполагает штраф в размере от 500 до 2 тысяч рублей. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если оно обязательно, грозит штрафом от 2 тысяч до 2,5 тысяч для граждан, от 4 тысяч до 5 тысяч – для должностных лиц, от 40 тыс. до 50 тыс. рублей – для юридических лиц. При этом вся изготовленная продукция должна быть конфискована".
- Отменить (обнулить) беспошлинный порог приобретения товаров для личного пользования и ввести единый сбор в размере 10% за приобретаемые товары вне зависимости от их стоимости.
- Блокировать аккаунты "серых" продавцов при отсутствии верификации пользователя как физического лица или предпринимателя. А ответственность за выявление нарушителей возложить на сами онлайн-площадки: соцсети, агрегаторы, классифайды.
Кроме того авторы инициатив считают, что российская логистика нуждается в поддержке, так что Правительству необходимо разработать льготный налоговый режим для компаний-инициаторов запуска проектов в сфере почтовой доставки. Получить поблажки от государства, по мнению составителей документа, смогут операторы, которые будут отвечать утвержденным критериям: география, сроки доставки, объем грузов и, даже наличие отечественных автомобилей в автопарке компании.
"Ну, и самое главное. Необходимо, совместно с участниками рынка, разработать федеральный закон "Об электронной коммерции", а на время разработки и рассмотрения проекта утвердить распоряжением правительства "Правила электронной коммерции и торговли", – подчеркнул в посте на Facebook председатель комитета по развитию электронной коммерции ТПП РФ и управляющий партнёр группы компаний "220 вольт" Алексей Федоров. Таким образом, он призвал деловое сообщество обсудить список инициатив.
Критика и одобрение
"Если это примут – в первую очередь будет бить по самым незащищенным слоям. По тем, кто только пытается сделать первые шаги в торговле. По тем, кого, возможно, сократили в оффлайне в COVID, и все, что они могут сделать – это пытаться прокормить семью, работая онлайн. Подумайте два раза", – высказался Client Partner Facebook Эмин Алиев, в сферу ответственности которого входит взаимодействие с компаниями, продвигающими бизнес в этой социальной сети.
В ответ Федорову пришлось уточнить, что под удар попадут не все продавцы в Instagram.
ТТП нацелилась на частных лиц, торгующих на постоянной основе коммерческими партиями товаров, независимо от того новые это вещи или подержанные.
"По поводу наших предложений: разумеется, речь идёт о противодействии незаконной предпринимательской деятельности, а не гражданину, продающему одну коляску в год, иди даже 10 колясок. А вот сотни транзакций, с однотипными товарами, должны рассматриваться как предпринимательская деятельность. Не более", – заявил он.
Нашлись и те, кто поддержал инициативы с контролем соцмедиа и досок объявлений, на которых сейчас можно встретить большое количество мошенников, а также, контрафакта или подделок. Участники предложили продумать механизм выдачи и проверки сертификатов на товары, которые выставляют продавцы в своих блогах и тематических сообществах. Прозвучали также предложения зарегулировать деятельность инфлюэнесеров, а также не забыть о тех, кто предлагает не только материальные товары, но и услуги.
"Я бы ещё предложил посмотреть пристально на качество и безопасность товара, если крупные торговые сети, особенно федеральные как то работают с тем чтоб контрафакта и фальсификата на их полках не было. То в "соц сетях" это наименее всего регулируется и это на самом деле опасно", – добавил гендиректор компании, занимающейся сертификацией продукции, услуг и организаций "Эксперт-Гарант" Павел Америстан.
А что там за рубежом?
В принципе, нового в предложениях Торгово-промышленной палаты нет.
Например, очень похожие механизмы, действуют в ЕС. Онлайн-площадки либо вообще работают только с зарегистрированными бизнесами, как это делает Amazon, либо обязаны следить за своими аккаунтами и "отлавливать" подозрительную активность.
Например, eBay остается безучастным к продавцам из Германии до тех пор, пока они не превышают порог в 1000 евро в месяц. Если продавец прошел дополнительную верификацию, сумма его платежей может достигать 4000 евро ежемесячно.
Но на практике, даже при меньших, но регулярных транзакциях площадка может "заморозить" аккаунт и попросить предоставить подтверждение открытия юрлица и выплаты налогов. А получив такие документы – перевести пользователя в категорию "Бизнес" и передавать о нем данные в налоговую.
*Facebook / Instagram признаны экстремистскими организациями на территории РФ.
Возможно, для кого-то будет плюсом пара лишних сотрудников, которые обязательно нужны для того, чтобы формировать все расчёты, проверять-перепроверять все документы, вычитывать каждую счёт-фактуру и т.п.
Но, в общем и целом, НДС это лишние телодвижения. Хочу пожелать избавиться от него всем и не только интернет-магазинам. Свернуть