Банкротство крупнейшего fashion-ритейлера Британии: хозяин не верил в ecommerce
Один из крупнейших fashion-ритейлеров Великобритании находится под угрозой закрытия: владеющая Topshop компания Arcadia Group начала процедуру банкротства.
Как считают аналитики, этот бизнес привела к краху иррационально консервативная позиция руководства.
Владелец Arcadia Group Филип Грин изначально скептически относился к возможностям онлайн-сегмента, да и просто не любил современные гаджеты и технологии. Пару лет назад он признавался журналистам, что даже не пользуется электронной почтой.
В качестве иллюстрации к настроениям Грина приводят такую историю. Близкий деловой партнер Грина приобрел примерно на 30 тыс. фунтов акции онлайн-магазина модной одежды Asos вскоре после его выхода на биржу в 2001 году. Партнер с радостью наблюдал, как цена акций выросла с 20 пенсов почти до четырех фунтов. Затем он спросил Грина, что тот думает об Asos.
Грин сказал ему, что успех онлайн-компании ненадолго, и партнер в результате продал свои акции. Сейчас они стоят около 80 фунтов. Стоит отметить, что Asos является куда более удачливым конкурентом Topshop на рынке одежды.
Ну и собственное направление ecommerce Arcadia Group не развивала.
По словам ее гендиректора Group Иэна Грабинера, бизнес подкосила пандемия. Боссы надеялись просто "переждать" последствия Covid-19 для бизнеса, но в конечном счете препятствия, с которыми она столкнулась, "оказались слишком серьезными".
Аналитики при этом указывают, что доходы Topshop постепенно снижались в течение последних пяти лет. Согласно данным исследовательской компании Global Data, пять лет назад Arcadia занимала четвертое место в Великобритании среди торговцев одежды, а сейчас ей принадлежит всего 2,7% рынка.
Но убила Topshop именно чрезмерная зависимость от офлайна.
Как и у других одежных ритейлеров, магазины, принадлежащие компании, во время карантина были закрыты (Arcadia Group владеет еще брендами Burton, Evans, Topman, Dorothy Perkins и другими).
Однако в то время когда другие производители и продавцы дружным строем отправились в Интернет, владельцы Topshop этого делать не спешили, ссылаясь на небольшие онлайн-продажи у конкурентов.
Офлайновые магазины Topshop, которых на данный момент насчитывается 466, вероятно, некоторое время еще поработают. Временным управляющим будет назначена консалтинговая компания Deloitte, которая планирует найти одного или нескольких покупателей для брендов.
Если такие инвесторы найдутся, то им придется серьезно переформатировать бизнес, говорят эксперты.
В 2019 году арендодатели согласились сократить арендную плату для магазинов компании, чтобы дать ей время для реструктуризации. В то время Arcadia заявила, что ожидает восстановления годовой прибыли до 80 млн фунтов стерлингов в год к сентябрю 2020 года. Ей предложили дать в долг 50 млн фунтов стерлингов, чтобы предотвратить банкротство, но компания отклонила предложение, рассчитывая на свои силы.
Хотя, Covid-19 скорее "добил" бизнесы Arcadia Group. А на самом деле свой путь к банкротству они начали лет 10 назад, не уловив веяния времени.
Впрочем, эксперты также отмечают и то, что Грин предпочитал выводить полученную прибыль для личного использования, а не вкладывать ее в развитие бизнеса. И это также стало причиной нынешнего банкротства.
Между тем, другие одежные бренды не скрывают, что именно онлайн позволяет им удерживать долю рынка, сохранять бизнес и развиваться.
Так, испанская сеть магазинов одежды Mango удвоила интернет-продажи во время карантина. У компании появилось 900 тыс. новых онлайн-клиентов. На цифровой канал сейчас приходится 24% общего оборота Mango.
В Inditex Group (владелец Zara, Bershka и других брендов) также сообщили о том, что онлайн-продажи буквально спасают ситуацию в компании. За первое полугодие 2020 года рост продаж в онлайн-каналах составил 74%.
Множество поставщиков, которые доверились дружелюбно-цивилизованной риторике "ВБ", стали выстраивать свой маленький бизнесОк, вкладывать свои скромные ресурсы - обречены "уснуть вечным сном". Товары свои они забрать (оперативно) не смогут. Популярные позиции быстро дораспродадутся. А остальные будут приносить копеечную выручку, обрекая тем самым на систематические вычитания из их и без того тающей выручки платы за хранение товара на складах "ВБ".
Очень надеюсь, что это временная мера "ВБ", которую он отменит, как только получит обратную связь.
___________________________________________________________________________________________________
"Если в начале года с Wildberries работало 20 тыс. контрагентов, то сейчас число поставщиков равняется 63 тысячам. И компания считает, что к концу года достигнет показателя в 70 тыс. контрагентов.
При этом 80% из них – представители малого и среднего бизнеса. А также пять тысяч самозанятых продают свою продукцию на маркетплейсе. Свернуть